Финифть — искусство украшения эмалью. На Русь «огненное письмо» пришло из Византии в 10 веке. Эмаль получили случайно в процессе плавки стекла. Художественные изделия, выполненные в этой технике, славятся долговечностью, яркостью и чистотой красок, которые со временем не тускнеют. Центрами российской финифти стали Вологда и Ростов Великий (ныне районный центр Ярославской области). Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
История промысла
Поначалу русские ювелиры украшали финифтью предметы церковного культа (иконы, религиозные книги). Позднее стали декорировать шкатулки, часы, табакерки, столовые приборы и другие предметы быта. В народе считали, что эмаль создают из расплавленных самоцветов. В 17 веке научились получать полупрозрачные огнеупорные краски. Из металла (меди, серебра, латуни, золота, бронзы) вырезали пластину для основы, придавали ей нужную форму. Поверхность выравнивали, наносили слой стеклянного порошка с обеих сторон, обжигали. Затем на белую эмалевую основу наносили рисунок.
Художник работал огнеупорными красками, изображая на выпуклой стороне миниатюры и орнаменты. После нанесения каждого слоя краски изделия выдерживали в печи при 700-800 градусах и остужали. Чаще всего ограничивались тремя подходами, но некоторые изображения требовали до пяти обжигов. В результате получалась глянцевая поверхность с рисунком, которая не требовала дополнительного закрепления. Готовую основу вставляли в оправу из металла, часто выполненную в технике филиграни.
Брошь винтажная с изображением цветов. Фабрика «Ростовская финифть»
Промысел требовал высочайшего мастерства: точных движений кисти, выверенной температуры и времени обжига. Крупные изделия были достаточно хрупкими, могли потрескаться при ударе. Украшения, украшенные эмалью, хранили отдельно от других украшений, так как драгоценные камни оставляли царапины на гладкой поверхности.
Ростовская финифть
Одним из центров эмальерного искусства стал Ростов Великий, который в 18 веке был духовным центром русских земель. Паломники, которые посетить старинные церкви и монастыри Ростова, желали увезти из святых мест памятную вещь. Образа из драгоценных металлов стоили дорого, а финифтяные иконки были доступны по цене и массово продавались в церковных лавках.
Первые эмальерные мастерские появились в Ростове во второй половине 18 века. Ремесленники работали над церковными заказами. Производство было тяжелым и вредным, в краски добавляли свинец. Ростовские умельцы стали поставлять финифть в монастыри по всей стране. Развивалась и светское направление эмальерного промысла: украшали подносы, блюда, столовые приборы. К концу 19 века эмальеры создавали свои работы, копируя работы иконописцев, картины европейских и русских художников. Появился спрос на портретные миниатюры.
К началу 20 века популярность ростовских эмалей снизилась. Мастерам приходилось гнаться за количеством, ежедневно изготавливать десятки иконок и вставок, от этого страдала художественная сторона. Производство становилось экономически невыгодным из-за развития технологий печати и штамповки.
Артель по производству художественной эмали, ставшая фундаментом для будущей фабрики «Ростовская финифть» появилась в 1918 году. Художники занимались росписью шкатулок, украшений и различных бытовых предметов. В 1920-1930 гг. интерес к промыслу проснулся вновь. Помимо цветочных орнаментов, на ростовских эмалях изображали символику нового государства: звезды, колосья, серп и молот, агитационные лозунги.
Артель и фабрика «Ростовская финифть»
После Великой Отечественной войны осталось мало ростовских эмальеров. Они по-прежнему объединялись в артели. Изготавливали, в основном броши, и шкатулки. Кроме простеньких узоров изображали государственных деятелей, писателей, известных ученых, поэтов.
Поворотным моментом в деле сохранения промысла по воспоминаниям Н.Н. Старчиковой (первого руководителя «Ростовской финифти») стало письмо, отправленное в начале 1953 года Иосифу Виссарионовичу Сталину. Мастера долго сомневались, не последуют ли после этого письма репрессии на их головы, но закончилось всё приездом комиссии научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Сотрудники НИИХП детально изучили все возникшие сложности. Главным достижением стала налаженная поставка необходимой для работы эмали. Кроме того, в Ростове остались для налаживания стабильной работы художница Мария Александровна Тоне и ювелир А.И. Ефимов. Сам НИИХП обязался сотрудничать с артелями, непосредственно занятыми финифтью, чем и занимался последующие годы. Эта работа складывалась в проведение инструктажей по вопросу искусства, выезды ростовских артельщиков на учебные семинары в Москву, экскурсии мастеров в музеи страны и на периодические выставки, связанные не только с финифтью.
Присутствие специалистов высокого уровня стабилизировало работу артелей. Более того, в 1956 году финифтяной цех первой механической артели был преобразован в самостоятельную артель «Ростовская финифть». Полученный мастерами с помощью багаж знаний НИИХП позволил перенести увиденные художественные сокровища на местный промысел, воплотить их в финифти. Этот процесс Тоне описывала следующим образом: «Мы вносили свои мысли в их работу, ...хотели добиться их роста, пытались водить их на пленэр, чтобы потом они перевели увиденное на финифть, ...мы устраивали смотр всей продукции, разбирая подробно, где, что лучшего». Мастера артели брали для образца запомнившиеся картины, открытки и даже журнальные иллюстрации.
Лучшие работы артели были отобраны для участия в Фестивале молодёжи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. Годом позже ряд предметов артели, прошедших ещё более строгий отбор, экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. Успех изделий поспособствовал тому, что в 1960 году артель «Ростовская финифть» была преобразована в фабрику с тем же названием. Значительная часть предметов (зеркальца, пудреницы и панно) имели оформление в виде копий полотен известных живописцев.
Кроме прежнего ассортимента «Ростовская финифть» начала производить новые типы ювелирных украшений. С финифтью стали выпускать зажимы для галстуков, женские и мужские запонки, перстни, серьги, кулоны, ожерелья и колье. Помимо традиционных брошек появились двойные броши, броши-брелоки и броши-заколки. Из предметов побольше, можно выделить настольные зеркала. По данному временному периоду проходит качественная граница изделий «Ростовской финифти». Изменилась сама манера живописи. Всё прежнее, довоенное, стало казаться архаикой в сравнении с современными предметами, где использовали новые технологии и художественные стили.
Сейчас промысел финифти в Ростове продолжает развиваться. Изготавливают иконы, столовые приборы, предметы интерьера, украшения. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Датой основания фабрика «Ростовская финифть» сейчас считает не 1956, а 1918 год – время образования первых послереволюционных рабочих коллективов, из которых и вышли мастера, ставшие затем создателями артели, а затем и одноимённой фабрики.
На вторичном рынке также представлены изделия ООО «Ростовская эмаль», Художественной мастерской «Финифть Ростова», ООО «Мастерская КАРАТ ПЛЮС», ООО «Александр Рудник» и других (некоторые из них уже ликвидированы).