Казалось бы, в век металла и электричества глиняную посуду можно увидеть только в витринах музеев и на мастер-классах народных промыслов. Но нет, немецкая компания Römertopf (в языках, где не буквы «ö», её название пишется Roemertopf) год за годом доказывает, что посуда из глины – это не только дань традициям, а непреходящий тренд. Фирма гордится как «римским горшком» (жаровня с крышкой из специальной керамики для тушения в духовке мяса, овощей и др.), который принёс ей известность, так и новыми разработками в области экологически чистой посуды.
История компании Roemertopf
Принцип, который использует керамика фирмы, был известен ещё в глубокой древности. Тысячелетия назад его применяли жители Древнего Китая и Древней Японии. А глазурованная керамика впервые появилась в Месопотамии и Египте 3000 г. до н.э. Для примера вспомним ещё и этрусков, которые запекали и рыбу, и мясо, и овощи в глине. Этот способ придавал пище насыщенный вкус и сохранял все её полезные компоненты.
Изобретение современного «римского горшка» датируется 1966 годом, когда Франц-Петер Мюнх, находясь в командировке, придумал сосуд из глины, формой схожий с пароходом. Он идеально подходил для готовки блюд средиземноморской кухни. Возможно, ничего бы не случилось, если бы Мюнх не был зятем владельца фирмы Eduard Bay GmbH, специализирущейся на керамике. Выслушав задумку Мюнха Эдвард Бай решил, что у неё может быть грандиозное будущее. На престижной Ганноверской ярмарке в апреле 1967 года Römertopf (римский горшок) показали во плоти, и уже первые показы подтвердили прогнозы Бая. «Римские горшки» начали стремительно раскупаться. Название предмета стало и его зарегистрированной торговой маркой. В начале 1970-х гг. тираж книги Евы Экснер «Braten und Schmoren im Römertopf» («Жаркое и тушёное мясо в Römertopf») достиг 1,4 миллиона экземпляров, что сделало её в Германии одним из первых бестселлеров в мягкой обложке. Уже в 1975 году был продан десятимиллионный Rоmertopf. Ежегодный выпуск легко достиг миллионной отметки.
Из-за падения спроса на глиняные ростеры (жаровни) в 1990-х гг. положение компании начало ухудшаться. В 1997 году группу продуктов Römertopf приобретает Отто Гатцке. Новой компании под названием Römertopf Keramik даже не пришлось переезжать: производство открыли в полукилометре от старых цехов. Высокая степень автоматизации позволила обеспечивать весь процесс всего двум с половиной десяткам человек. Тем не менее на каждом предмете значится «Handmade in Germany» («Ручная работа из Германии»). В год делали примерно 400 000 «римских горшков», из которых 40% уходили за рубеж. Через двадцать лет происходит полный перезапуск бренда. К проверенным производственным цепочкам добавляют цифровые технологии. Компания идёт в ногу с XXI веком, обзаведясь сайтом и активно рекламируя продукцию в социальных сетях. Бренд становится узнаваемым, что ещё больше усиливает его популярность.
Постепенно создаются параллельные направления. Для популяризации приглашают телезвезду и знаменитого шеф-повара Йоханна Лафера, с именем которого прочно связывается линейка продуктов Lafer BBQ. В пару к классическому «римскому горшку» добавляется Bricknic (часто его сокращают до Brick). Массовый отказ от алюминиевой, никелевой и тефлоновой посуды помогает фирме Rоmertopf наращивать присутствие и внутри страны, и на международных рынках. Штат компании к 2020-м гг. увеличился до полусотни сотрудников. Часть изделий Roemertopf теперь выпускается сертифицированными партнерами и в других странах Европы.
Линии продуктов Römertopf
Жаровню Roemertopf из светло-красноватой Вестервальдской глины (современные версии имеют внутреннюю отделку глазурью) перед готовкой замачивают в воде, так как процесс приготовления пищи обеспечивается паром. Как говорят работники компании и готовка на пару, и запекание происходят одновременно. Достоинством этого способа является малое количество жира для готовки, сохранение полезных веществ и натуральный вкус. В глиняной жаровне различных форм можно делать хлеб или другие виды выпечки (например, бисквитный пирог).
Линейка продуктов Lafer позволяет приготовить гриль или барбекю, для которых подойдут гамбургеры, сосиски, рыба и нежные овощи. Для отвода жира в конструкции предусмотрены специальные ёмкости.
Брикник – это своеобразный контейнер для готовки измельчённой пищи. Его можно поставить на плиту, на гриль в саду, в духовку, походную печку или микроволновку. Достоинства этого предмета в том, что все ингредиенты внутри него готовятся одновременно, при этом сохраняя жизненно важные вещества.
Очередным этапом эволюции стал Bricknic BBQ Planet, формой напоминающий летающую тарелку. Он позволяет одновременно готовить не только измельчённую пищу, помещённую в центральную часть, но барбекю. Сосиски, стейк или бекон располагаются на широком пояске, который становится керамической плитой.
Свободные от готовки глиняные формы Roemertopf рекомендуется использовать в качестве контейнеров для хранения готовой пищи (картофель, лук, чеснок, хлеб и пр.). В этом случае глина действует как кондиционер, попутно то впитывая влагу, то снова отдавая её при необходимости.
Логотипы изделий Römertopf
Оформление изделий имеет множество вариантов. Например, в период первых десятилетий выпуска на крышке изображали узор из расположенных друг за другом рыбы, фужера, петуха и т.д. Сейчас крышку могут оформляют в различных стилях (в том числе и древнеримском). Колонны и профили патрициев характерны и для юбилейных выпусков. В момент, когда «римские горшки» были на пике популярности, их подделывали. Например, практически полный аналог «римского горшка» под названием «Schlemmer-Topf» выпускала фирма Scheurich.
Товарным знаком классической линейки ростеров на протяжении всего выпуска остаётся надпись «Römertopf», чаще всего размещаемая на самом видном месте – на крышке. Она выполнена фирменным шрифтом, который трудно спутать с каким-то другим. Цвет оригинальных жаровен всегда красно-коричневый.
Продукты иных линеек имеют название на дне ёмкости (выше приведён предмет из линейки Lafer). Фирменную надпись «Römertopf» надо искать на обороте.