«Я чувствовал, первым, что надо сделать, — создать стиль посуды из нержавеющей стали, который выражал бы свойства самого материала. Сильная, жёсткая, но не неподатливая среда, а та, которая все ещё находилась в плену у старых материалов. Например, посуда из нержавеющей стали по-прежнему производилась только с зеркальной полировкой. Но это, как мне казалось, отражало качество хромированной посуды. До сатиновой отделки, уже пришедшей из Скандинавии, было далеко. Я чувствовал, что эта красивая отделка обладает именно той ноткой строгости, которой, кажется, требует нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь должна получить собственный внешний вид, не напоминая другие металлы. Дизайн должен идти рука об руку с функцией изделия», - этими словами Роберт Уэлч рассказывал о своих метаниях в поиске решения по оформлению столовых приборов.
И ему удалось это решение отыскать. Дизайнерское наследие Роберта Уэлча не теряет своей силы уже семь десятилетий. Сам Роберт Уэлч вспоминал, что решение по оформлению ему мог подсказать взгляд на птичье гнездо, на улей, на пузыри по воде. Но вместе с наблюдениями за природой он любил проводить много времени в музеях и детально изучать работы о старинном серебре и других металлах.
История дизайн-студии Роберта Уэлча
21 мая 1929 года в семье художников Леонарда Рэдфорда Уэлча и Дороти Перкинс появился мальчик, ставший их единственным ребёнком, которому дали имя Роберт Рэдфорд Уэлч. Детские годы будущего дизайнера прошли в холмистой деревенской местности, любовь к которой он сохранил на всю жизнь. Закончив школьную программу, Уэлч поступил в Школу искусств Малверна, откуда его призвали на службу в Королевские ВВС. Это пошло только на пользу его образованию, так как во время службы ему удавалось заниматься в Кембриджской школе искусств. После армии он сначала закончил учёбу в Малверне и продолжил обучение на ювелира по серебру в Бирмингемском колледже искусств, а затем и в Королевском колледже искусств. Параллельно основному обучению Уэлч совершал вояжи по Скандинавии, перенимая опыт работы ювелиров Швеции и Норвегии. Работать с серебром он не переставал на протяжении всей жизни, и эти уникальные предметы посуды отличались элегантным дизайном.
Однако после защиты диплома в качестве основного материала для работы он предпочёл, не серебро, а нержавеющую сталь. Первый опыт работы Уэлч получил ещё студентом на небольшую семейную компанию J. & J. Wiggin, на то время единственную фирму Великобритании, выпускавшую посуду из нержавейки. В 1955 году его зачисляют в штат дизайнером-консультантом. И эта должность за ним сохранялась на протяжении трёх последующих десятилетий (вплоть до закрытия фабрики Уиггинса), невзирая на то, что в том же 1955 году Уэлч начинает самостоятельный бизнес, перебравшись в заброшенную мастерскую шелковой фабрики в Чиппинг-Кэмпдене. Денег хватило, чтобы арендовать лишь небольшую комнату в этом здании 18 столетия, и он перетащил туда поначалу только раскладушку и чертёжную доску. Как и многих других начинающих бизнесменов, его в первые дни охватывал ужас, так как дальнейшие свои перспективы он тогда представлял туманно.
Однако успехи начались почти сразу. В 1956 году совместно с Дэвидом Меллором Роберт Уэлч проектируют набор столовых приборов, которому Меллор даёт имя «Spring» («Весна»), а Уэлч называет «Campden» в честь Чиппинг-Кэмпдена, где базируется его студия. Новаторством здесь было сатинирование (обработка поверхности абразивом, когда она получает красивый атласный вид и утрачивает скользкость), так как до этого приборы из нержавеющей стали на местный рынок поставлялись только в полированном виде. В 1990-х гг. в Шеффилде выпускали этот набор и в дизайне Dawn Bright. Сейчас Campden снят с выпуска, и приобрести его можно только на вторичном рынке.
Однако Campden – это не только ножи и вилки, но и другие предметы. Славу набору принесла классическая подставка для тостов, которая стала одним из самых любимых изделий Роберта Уэлча в его раннем творчестве. Разглядывая набор предварительных эскизов, можно понять, как много пришлось потратить времени и сил, пока не сложилась финальная версия. Боковые ручки для переноски делают предмет похожим на корабль. Предмет признали инновационным и в 1957 году вручили награду «Дизайн года», которую присуждает Совет по промышленному дизайну. Хотя подставка входила в линейку Campden, она продавалась и отдельно. На рынок она поступала под маркой Old Hall (до 1959 года Olde Hall), а производством занималась всё та же J. & J. Wiggin из Блоксвича. Девизом торговой марки стала фраза: «Посуда Old Hall может прослужить всю жизнь. Требуется лишь немного заботы». В конце 1950-х Уэлч также разработал наборы посуды и столовых приборов Oriana для одноимённого океанского лайнера, отправившегося в первый рейс в 1960 году.
Следующая важная веха в творчестве Уэлча – 1961 год, когда появляются столовые приборы Alveston. Здесь имя дано в честь родной деревни Роберта недалеко от Стратфорда-на-Эйвоне. Для Old Hall Tableware их делали в Шеффилде, начиная с 1963 года. Особенностью Alveston стали полые ручки. Совет по промышленному дизайну отметил этот набор наградой в 1965 году. Дизайн оказался настолько популярным, что в 1990-х гг. пережил ребрендинг: его стали продавать под именем RWI. Впоследствии появились творческие продолжения, известные как RW2, где приборы были потяжелее, а отдельные их элементы увеличили.
В линейке Alveston самым удивительным предметом считается чайник, которому даже дали прозвище «чайник Аладдина» за сходством с волшебной лампой, из которой в сказке вылетал могущественный джинн. Впоследствии Уэлч проектировал и другие чайники (в том числе чайные сервизы), но такого явного сходства с предметом из арабских сказаний у них не было. В 1962 году Роберт Уэлч избран членом SIA (Британское общество художников-промышленников), куда принимали только после очень строгого отбора за большие достижения. А в 1965 году он получает статус RDI (Royal Designer for Industry), который Королевское общество искусств Великобритании присуждает дизайнерам, добившимся «устойчивого превосходства в эстетическом и эффективном дизайне для промышленности».
Другой интересной разработкой стал набор Bistro, придуманный совместно с Harrison Fisher. Первые наборы имели роскошные ручки из палисандра, но в 1970-х гг. из-за массового выпуска их заменили пластмассой. Ещё одним важным годом для Уэлча стал 1979-й, когда была выпущена линейка кухонных ножей Kitchen Devils Professional (спустя шесть лет она получила награду от Центра дизайна), а сам Уэлч стал кавалером Ордена Британской империи – самой почётной наградой Соединённого Королевства. Его компания Robert Welch Associates получала заказы от таких брендов, как Royal Doulton, British Railways и Guinness. После смерти Уэлча в 2000 году руководство компанией приняли его сын Руперт и дочь Элис, продолжившие придумывать необычные дизайны под прежней торговой маркой.
Примеры ножей и столовых приборов Robert Welch
Кажется, что приборов тут хватит на целую семью, но это сервировка на одного человека. Набор укомплектован семью предметами из высококачественной нержавеющей стали 18/10 с зеркальной полировкой. В набор включены столовый нож (238 мм), столовая вилка (206 мм), суповая ложка (206 мм), малый нож (212 мм), малая вилка (183 мм), десертная ложка (186 мм), английская чайная ложка (132 мм). Необычным решением в наборе являются ножи: их лезвие стоит вертикально, а концы рукояти лежат горизонтально на поверхности стола. Столовые приборы Vista Bright входят в коллекцию Master Cutlery Collection.
Из линейки ножей шеф-повара мы выбрали для иллюстрации самый длинный (25 см). Клинок этого универсального кухонного ножа намеренно изогнут, чтобы им было удобно не только резать продукты, но и шинковать их. В этом ноже объединились Европа и Азия, так как клинок выполнен из высококачественной немецкой нержавеющей стали X50CrMoV15 (разработка Krupp), но вручную нож заточили под углом 15°, как принято в Японии. Такой угол заточки делает лезвие очень острым. Ручка сделана из материала, предоставленного по лицензии фирмой DuPont. При разработке ножа консультировались с профессиональными поварами, и результат этого сотрудничества был удостоен различных наград. С помощью такого ножа опытный повар не только сумеет нарезать сырое или варёное мясо и твёрдые овощи, но сможет превратит чеснок в пасту, измельчая его до крохотных частичек.
У набора столовых приборов Merit интересная судьба, так как самостоятельной единицей он стал далеко не сразу. Первоначально разработка стала частью коллекции Courtier (эти столовые приборы выходили под маркой Villeroy & Boch Tableware). Далее набор стал известен под именем «New Merit», а на рынок США он поступал под названием «Svenska». У этого набора существовала и более массивная версия Avon, и её передали по лицензии в США, где выпуском этих столовых приборов занялась компания Crate and Barrel, назвав их «Foster». Впрочем, и Merit, и Avon – теперь только история, так как в настоящее время они не производятся.