Гжель богата «белым золотом» — ценными сортами глины. Благодаря залежам каолина здесь появилось крупнейшее фарфоровое производство в России. Гжельскую тонкостенную керамику ценят за нежную сине-голубую роспись на белом фоне, экологичность, удобство в быту. Для узоров характерны растительные мотивы, особая техника нанесения мазков. Подлинность изделий можно определить по клейму предприятия и подписи автора.

История

Гончарный промысел в Гжели был развит уже в 14 веке. Бытовую посуду, изразцы, кирпичи делали из высококачественного местного сырья. Население кормилось в основном за счет ремесла, так как на скудных болотистых почвах мало что удавалось вырастить. В 17 веке из первосортных глин производили аптекарскую посуду, которую отправляли в столицу.

Кувшин с цветочным декором, фаянс, роспись, 1970-1190 гг.Кувшин с цветочным декором, фаянс, роспись, 1970-1190 гг.

Гжельское фарфоровое производство начало развиваться с 19 века. Первые попытки производства тонкостенной керамики предпринял местный гончар Павел Куликов, работавший на подмосковной фарфоровой фабрике Отто. Он видел, как готовят массу, научился обжигать фарфор. Вместе с братом они построили печь, нашли в окрестностях родной деревни белую глину. Вместо фарфора получили довольно хрупкий фаянс, но и такая посуда продавалась намного лучше, чем простая глиняная.

Речицкий фарфоровый завод — одно из самых ранних предприятий Гжельского куста, основанное в 1858 году. Его открыл купец Михаил Матвеевич Куринов. Работников набирали из местных жителей, сырье и топливо добывали в окрестностях. Во второй половине 19 века завод пережил кризис, который затронул и другие предприятия отрасли.

Ступка с пестиком, фарфор, 1950-1960 гг.Ступка с пестиком, фарфор, 1950-1960 гг.

После революции 1917 года завод национализировали, на тот период штат составлял 2 сотни человек. До 1930 года здесь продолжали выпуск бытовой посуды. Позже производили электротехнический фарфор (цоколи, предохранители, пробки). В 1942 году ассортимент пополнился химической посудой, после войны это направление производства стало основным.

После реконструкции, которую провели в начале 1960-х годов, мощности увеличились втрое, завод стал предприятием полного цикла. Вторая и третье реконструкция прошли в 1976 и 1985 годах. На одном из 11 производственных участков возобновили производство фарфора в лучших гжельских традициях. Ассортимент товаров народного потребления расширялся, к началу 1990-х годов он насчитывал 300 наименований. Тонкостенная речицкая керамика пользовалась спросом и на территории СССР, и за его пределами.

Масленка с крышкой, украшенной навершием в виде фигуры пастуха, играющего на свирели, фарфор, роспись, 1970-1980 гг.Масленка с крышкой, украшенной навершием в виде фигуры пастуха, играющего на свирели, фарфор, роспись, 1970-1980 гг.

После распада СССР завод пережил кратковременный период расцвета. В 2014 году началась процедура банкротства, но предприятие не прекратило свою деятельность. В настоящее время завод выпускает как технический фарфор, так и художественные изделия гжельской росписи, а также принимает сторонние заказы по выпуску различных керамических изделий.

Современность

Благодаря устойчивости к механическим повреждениям, химическим и термическим воздействиям из фарфора можно изготавливать множество наименований продукции.

Сейчас РФЗ специализируется на выпуске:

  • химико-лабораторной посуды, устойчивой к перепадам температур, сильному нагреву, воздействию кислот и щелочей;
  • художественных изделий, декорированных подглазурной и надглазурной росписью;
  • электротехнической продукции;
  • форм для изготовления хирургических, хозяйственных, анатомических резиновых перчаток.

Жаропрочную массу делают по запатентованным рецептам, качество сырья постоянно проверяют в собственной лаборатории. Растворы фарфоровых масс (шликера) обогащают, они поступают в производственные цеха в виде порошка, жидкости или пластичной субстанции.

Для изготовления художественного фарфора жидкую глину заливают в формы из гипса, которые впитывают влагу из шликера. На стенках формируются стенки будущего изделия. Их сушат, убирают швы и неровности, обжигают.

Сырная доска, украшенная изображением цветов, фаянс, роспись, 1970-1990 гг.Сырная доска, украшенная изображением цветов, фаянс, роспись, 1970-1990 гг.

В живописном цехе на изделие наносят рисунки (кобальт и многоцветная палитра). Затем они попадают к глазуровщикам, отправляются на политой обжиг. Заготовки аккуратно размещают в вагонетке и отправляют в печь. В результате сквозь прозрачную глазурь проступают ярко-синие узоры. Все изделия расписываются вручную, каждое из них уникально.

Проверкой качества продукции и предупреждением брака занимается отдел технического контроля. Сотрудники отслеживают выполнение наиболее ответственных отдельных операций, изучают удовлетворенность покупателей товарами, которые выпускает предприятие.

Клеймо Речицкого фарфорового завода по годам

Так как информации по маркировке РФЗ довоенного и первых лет послевоенного периода в открытом доступе нет, исследователи предполагают, что сначала изделия советского времени могли маркировать прежними «куриновскими» клеймами, а в конце 1920-х гг. перейти на клейма треста «Мосстеклофарфор», уже использующиеся Кузяевским заводом. Однако эта гипотеза требует подтверждений, которые пока получить не удалось. Поэтому что-то сказать о клеймах Речицкого фарфорового завода вплоть до конца 1950-х гг. сейчас невозможно. Известная маркировка начинается после перехода РФЗ на выпуск химической посуды.

Примерно с конца 1950-х гг. до 1970 года
Поздний советский и ранний постсоветский периоды
Современные клейма РФЗ
Пример клейма РФЗ на изделии