В истории спортивного инвентаря большое значение имеет ссора двух братьев Дасслер, в результате которой семейное предприятие разделилось на две компании: Adidas и Puma. Обе фирмы начали жесточайшее сражение на внутреннем рынке страны, а затем и на международном. Найферы могут и не знать об этом событии, ведь в их ножевой вселенной есть своя Puma – известный производитель качественных ножей из не менее известного Золингена.
История бренда
Первая страница хроник компании описывает, как в 1769 году Иоганн Вильгельм Лаутеръюнг заносит свою торговую марку в список ножевых мастерских Золингена. Впрочем, его ножевой бизнес первоначально состоял в шлифовке клинков на дисках из песчаника, приводимых в движение проточной водой реки Вуппер. В архивах сохранились документы о судебном споре насчёт шлифовальной мельницы, расположенной в Балкхаузене (неподалёку от Золингена), который Лаутеръюнгу удалось выиграть. В 1855 году Натаниэль Лаутеръюнг (правнук основателя компании) перевёл производство в сам Золинген, где освоил выпуск бритв и ножниц.
Его сын Эрнст Отто Лаутеръюнг открыл небольшую фабрику в 1876 году, чтобы выпускать охотничьи и перочинные ножи, а также иное клинковое оружие. Наименование «PUMA-Werk, Lauterjung und Sohn» в городском реестре Золингена появляется 26 мая 1900 года, когда несколько семейных предприятий объединили в одно производство. После Первой мировой войны Германия разорена, и многие компании прекращают существование. Для других это возможность занять опустевшие ниши. В 1920 году братья Ойген и Франц Лаутеръюнг возводят ещё одну фабрику, наращивая объём и выходя за пределы страны.
В межвоенный период марка Puma обретает международную известность. Однако в период Третьего рейха направленность продукции резко меняется, так как завод начинает выполнять большие военные заказы. Примером может служить траншейный нож, которым снабжали солдат немецкой армии. Вплоть до разгрома Германии Puma выпускала холодное оружие. Карманные и бытовые ножи здесь снова начали делать только в 1946 году.
1950-е гг. считают золотым периодом для компании, так как именно заложенные в это десятилетие инновационные разработки выдвинули «Пуму» в первые ряды немецких производителей того времени. Женившись на Ренаты Лаутеръюнг, Освальд фон Франкенберг и Людвигсдорф во главу угла поставил выпуск ножей для охоты, рыбалки и походов, а также добавил к ним спортивные модели. Фирма привлекла Уолте Фреверт, который помог разработать модели Waidbesteck, Jagdnicker и Waidmesser, теперь считающиеся классикой «Пумы». А охотничья организация Восточной Африки сделала «Пуме» заказ, что привело к появлению ножа White Hunter. В 1967 году делами компании начинает управлять Рената фон Франкенберг.
В середине 1970-х гг. на рынок выходят охотничьи модели Rüdemann и Wildtöter, созданные с привлечением фирмы HP Knoop, а затем в честь рода Франкенбергов выходит элитный подарочный нож с богатой отделкой клинка. Несмотря на то, что большой пожар в 1979 году нанёс бизнесу огромный ущерб, производство быстро восстановили, и на момент смерти Освальда фон Франкенберга и Людвигсдорфа ножи Puma не только получили мировое признание, но и превратили саму компанию в высокорентабельное предприятие. Однако в начале 1990-х гг. для «Пумы» начинается череда перепродаж. Это не мешает внедрять новое оборудование и технологии.
Производство разделяется на несколько линий, часть из которых предполагает удешевление производства с переводом его из Германии в другие страны. Например, ножи Gold Line по-прежнему делают в Золингене, линию Puma IP полностью производят в Испании, а ещё есть линия Puma TEC, которая удерживает низкие цены из-за того, что эти ножи имеют азиатское происхождение. Новинкой в отрасли стала программа «PUMA Individual-Messer», где заказчик сам определял, какими будут элементы выбранной им модели.
В 2019 году фирма отмечала четверть тысячелетия своей успешной работы. Подведя промежуточные итоги, руководство заверило, что история фирмы вовсе не перешла к последней главе, и финальной точки не предвидится. Возможно, бренд PUMA мелькает на страницах оружейных изданий не так часто, как модные названия. Но в компании помнят, что мода изменчива, и главное – это стабильное и поступательное развитие, которое и обеспечивает устойчивость бизнеса в постоянно меняющихся условиях.
Примеры ножей Puma
Две лимитированные серии по 50 ножей в каждой созданы на основе модели Skinmaster. Клинок длиной 95 мм сделан из узорчатого дамаска, доведённого термообработкой до твёрдости 60 HRC. Чтобы узоры смотрелись контрастно, клинку провели глубокую травление. Серии различаются накладками рукояти. В первом случае это классический морёный дуб. А вот во втором произвели смешение стилей и материалов: в карбон добавили мелкие кусочки меди, которые просто сверкают на тёмной поверхности. Больстер рукояти также сделан из дамасской стали. Общая длина ножа составляет 209 мм. Ножи недёшевы: по предзаказу у фабрики каждый экземпляр обойдётся в две тысячи евро. Поставляются они в деревянном подарочном футляре вместе к кожаными ножнами.
Тот же узорчатый дамаск взяли и для клинка длиной 160 мм специальной версии ножа Defender общей длиной 290 мм. Саму модель новинкой не назвать, ведь нож спроектировал Ричард Хан ещё в 1990-е гг. Классику решили вернуть в строй, привлекая найферов дополнительным оформлением. В первую очередь, это миниатюрные гравюры, украсившие больстер и тыльник рукояти. Их очарование акцентируют мозаичные пины на рукояти. Сами накладки тоже заслуживают внимания. Как и с ножами года, здесь создали две коллекционные серии по 50 экземпляров. Первая имеет накладки из рога буйвола. Вид второй версии схож со слоновой костью, но это лишь её заменитель – Elforyn Super Tusk. По предзаказу такой нож обойдётся в ту же сумму, что и «Нож года».
В 2022 году Puma анонсировала выпуск пары охотничьих ножей – Farkas и Roka. Знатоки немецкого останутся в недоумении от названий, и неудивительно. Дизайнер обеих моделей позаимствовал их из венгерского языка, так как он частенько наведывается в те места на охоту. Farkas («Волк») общей длиной 198 мм в этой паре занимает место «старшего брата». Мощный клинок вытянулся на 90 мм, имея толщину по обуху 4,5 мм, что выводит его в разряд не только охотничьего, но и лагерного ножа, так как он вполне способен справиться с задачами обустройства привала. Поставляется Farkas с четырьмяверсиями рукояти: дерево венге, олений рог, а также микарта или коричневого, или чёрного цвета. Roka («Лиса») имеет ту же общую длину и длину клинка, но его обух на миллиметр тоньше. Зато на обухе есть рифления, делающие работу с ножом удобнее.
Маркировка и клеймо ножей Puma
За время деятельности Puma неоднократно меняла клеймо. Вернее, правильнее сказать, добавляла новые клейма к уже существующим. Приведём основные клейма и торговые марки компании со страниц каталога.
Ножи Puma – крайне интересный объект исследования. Например, в 1964 году компания внедрила систему гарантийных номеров, где зашифровала год выпуска (до 1978 года включительно можно было идентифицировать даже квартал).
С 1987 года у ножей появляются артикульные номера, по первым двум цифрам которых можно узнать сведения о модели. Первый разряд – это «1» (ножи с фиксированным клинком) или «2» складные ножи. Второй разряд обозначает материал рукояти: 1 – роговая, 2 – деревянная (дуб и пр.), 3 – определённые виды полимеров (например, Kraton, Zytel или ABS), 4 – микарта, 5 – древесный и смолярный композит (Pakkawood, Fibron Winewood и пр.), 6 – пластик, 7 – резина или полиамид, 8 – нестандартные материалы (слоновая кость, нержавеющая сталь, янтарь, поделочные камни и пр.), 9 – седельная кожа. Далее следует номер модели (четыре цифры для ножей с фиксированным клинком и три для складных). Однако из этой классификации существуют исключения.