Руководство Кемеровской области, добившись, что регион стал считаться одним из важнейших в угольно-добывающей промышленности, начало последовательно зондировать вопрос строительства предприятий иных отраслей. Главнейшей причиной стала неустроенность жён шахтёров, так как для них рабочих мест здесь почти не было. Высший совет народного хозяйства СССР пошёл навстречу пожеланиям: 27 сентября 1965 года было решено строить в городе Прокопьевск завода по выпуску посуды. В планах он значился как Прокопьевский фарфорово-фаянсовый завод.
Советский период ПФЗ
Строительство началось осенью 1969 года, а к весне 1972 года стали возводить основу - главный и массозаготовительный корпуса, а также осуществлять монтаж капсельного цеха (участок, где делают полые изделия из огнеупорной массы, служащие для защиты помещаемых внутрь керамических изделии при их обжиге). Инженер проекта А.А. Белов заявлял, что «…предприятие будет одним из крупнейших. Ни в нашей стране, ни за рубежом не возводили подобных заводов такой мощности – 55 млн. изделий в год». Оборудование в рамках проектов СЭВ завезли из Чехословакии, и монтировать его помогали командированные специалисты. Первую тарелку диаметром 175 мм зафоромовали 26 марта 1973 года, а 25 апреля из туннельной печи № 1 вышел первый вагон с фарфоровыми тарелками. Этот день считается днём запуска завода и датой его рождения. К моменту начала производства он получил название Прокопьевский фарфоровый завод.
Набор закусочных тарелок с цветочным декором на 9 персон
За трёхмесячный период завод произвёл миллион тарелок, постепенно увеличивая объём выпуска. Кроме тарелок здесь делали чашки. Далее был освоен выпуск чайных, кофейных и столовых сервизов. В художественной мастерской, где работала команда талантливых специалистов, начали выпуск всевозможных сувениров. К Московской олимпиаде здесь разработали не только посуду с олимпийской символикой, но и фигурку талисмана – симпатичного Олимпийского Мишки. Весь громадный объём продукции ПФЗ распределялся по стране стараниями Министерства лёгкой промышленности СССР.
Блюдо агитационное в честь 70-летия Октябрьской революции с изображением крейсера «Аврора»
В судьбоносный для страны август 1991 года заводчане меняют форму собственности. Теперь это арендное предприятие «Прокопьевский фарфоровый завод». Как и на других заводах, рабочие искренне считают, что теперь их востребованная продукция будет продаваться ещё более успешно и приносить большую прибыль. Им казалось, что министерство только сдерживает рост продаж, и обретение самостоятельности пойдёт исключительно на пользу. Большие надежды возлагаются на валюту, которая должна прийти от экспортных сделок, ведь продукция ПФЗ поставляется в страны Ближнего Востока.
Постсоветский период ПФЗ
В 1992 году Прокопьевский фарфоровый завод следует в фарватере рыночных перемен и становится акционерным обществом открытого типа. Поначалу предприятие только разгоняется, увеличивая и объём, и ассортимент продукции. Ведутся переговоры о поставках фарфора во Францию и в США. Запущены новые станки для формования и шлифования посуды. Внедрены прогрессивные автоматы для печати рисунка методов шелкографии. В планах к концу 1993 года вдвое превысить объём, который достигли в 1990 году. Расчёт на реализацию через базы Росхозторга и Роскоопторга оправдывается лишь частично, ведь в рыночной экономике цель этих организаций – купить у ПФЗ фарфор как можно дешевле, а продать подороже, оставив всю прибыль себе.
Набор кофейный с растительным декором на 6 персон ( 14 предметов)
С 1996 года Прокопьевский фарфоровый завод неоднократно меняет форму собственности, пока не становится обществом с ограниченной ответственностью. Начинается затоваривание складов и накопление долгов. Огромный заводской комплекс, продукция которого раньше распространялась по всей стране, теперь превращается в проблему, так как его надо обогревать и запитывать электроэнергией. Несмотря на все старания директора завода А.С. Апакарьяна выправить положение, в сентябре 2006 года ООО «Прокопьевский фарфоровый завод» было ликвидировано.
Мастера Прокопьевского фарфорового завода
В момент запуска ПФЗ ведущие советские фарфористы следовали либо «ленинградской» школе, либо «московской». Перед художественными специалистами ПФЗ встал вопрос выбора, так как от этого зависело, на какие предприятия они отправятся набираться опыта. В результате выбора «московского» направления на ПФЗ заложили следование дулёвским традициям. Специалисты на ПФЗ прибывали со всех концов страны.
Сергей Иванович Бурков, ставший автором форм первых изделий, внедренных в производство, по распределению «Росфарфора» приехал в Прокопьевск из Строгановского училища. Наталья Володькина и её супруг – выпускники Миргородского техникума художественной промышленности. Искусствоведы отмечают в её росписи богатую и разнообразную палитру, которая производит впечатление декоративностью контрастов на сближенных и мягких сочетаниях. Её работам присущи линейность и выразительность. Её муж Леонид Володькин придумал такие формы как «Наташа» и «Каменный цветок». Ему же принадлежат разработки набора чайников «Кристалл» и «Кузбасс», а также вазы «Сувенирная». Благодаря стараниям творческой команде мастеров вместе с главным художником предприятия Анатолием Ивановичем Прочко на свет в середине 1970-х гг. появились такие сервизы как «Осенний» и «Вечерний», бокалы «Утренний», «Азалия» и «Хризантема».
Скульптурой малых форм на ПФЗ первой занялась Наталья Уласик. Многообразию красок она предпочитала белизну фарфора, поэтому роспись её фигурок крайне лаконична: выделяются только необходимые элементы (чёрные глаза и кончики лапок у фигурок «Заяц» и «Соболь на ветке», золотые штрихи, намечающие травинки, края копыт и кончики рогов у фигурки «Олень» и пр.). Зато критиков восхищают анатомическая убедительность её анималистических статуэток и мягкая обтекаемость их форм.
А Вера Перунова, казалось, хотела попробовать себя везде. Она выбрала народный стиль сюжетов, поэтому на фигурках присутствуют яркие узоры, свойственные русским игрушечным промыслам. Кажется, что по любой из её статуэток можно сочинить интересную и необычную сказку. А ведь она ещё является автором форм для чайных и кофейных сервизов. Неизбежное закрытие ПФЗ вынудило фарфористов в конце ХХ века покинуть Прокопьевск и перебраться на Дулёвский завод или Гжель.
Клейма Прокопьевского фарфорового завода
Неразрывную связь с угледобывающим настоящим Кемеровского региона показывает самое первое клеймо предприятия, придуманное Анатолием Прочко – шахтёрская лампа с огоньком внутри и вырывающимися наружу лучами.
Но вскоре выяснилось, что схожий рисунок уже зарегистрировал в качестве товарного знака Дружковский фарфоровый завод. Поэтому приняли решение сменить товарный знак на стилизованный рисунок оленя, меж рогов которого уместилась литера «П». Этот логотип придумал Леонид Володькин. Согласно каталогу Ивана Гольского этот знак используется с 6 апреля 1976 года.