Торговая марка «Porcelaine de Paris» зарегистрирована в 1950 году. Но этому событию предшествовала длинная история. Мишель Блуа, автор книги «Три века парижского фарфора», исследует развитие бренда с двумя скрещёнными стрелами с момента его основания (M. Bloit : Trois siècles de porcelaine de Paris. Éditions Hervas, 1988). Однако его сведения мы дополним и другими источниками, имеющими свой взгляд на эволюцию Дома Локре и компанию Жана-Маркса Клауса.
Парные кувшины для масла и уксуса с изображением уток
Период Локре и Руссингера (La Maison Locré)
Создание знаменитого бренда «Дом Локре» связано с фарфоровой мануфактурой De La Courtille, которую в 1771 году основал Жан-Батист Локре (Jean Baptiste Locre). Новое производство фарфора открылось в Париже на улице de la Fontaine-au-Roi. Товарный знак – два скрещённых факела – был зарегистрирован 14 июля 1773 года. Этот день и считается датой основания нынешним правообладателем торговой марки Porcelaine de Paris. Секреты мастерства Локре изучал в Саксонии, поэтому в Париже смог нанять хороших специалистов, одним из которых стал Лоренций Руссингер (Laurentius Russinger). Он был родом из Хёхста (Гессен) и юные годы провёл на местной мануфактуре. В 20 лет он уже был не учеником, а признанным скульптором, а в 25 лет возглавлял цех, будучи автором множества моделей. Не сумев занять должность главного художника, Руссингер перебрался во Францию и нанялся к Локре.
За полтора десятка последующих лет мануфактура Локре выбилась в первую шеренгу французских производителей фарфора. Ранние партии соответствовали лучшим немецким образцам. Далее оформление сменилось на стиль Людовика XVI. Большую часть товара составляли сосуды (вазы, чаши и пр.). Однако было немало и скульптурных композиций, выполненных, в основном, из бисквита. Жанровые композиции мануфактуры Локре можно увидеть и в Эрмитаже. Изделия De La Courtille поставляются королевскому двору и конкурируют с Севрским фарфором, но выгодно отличаясь более низкой ценой. Однако удерживание низких цен вкупе с высокими издержками к 1787 году привело компанию к банкротству. К тому же тогда лишь Севрская фабрика имела право украшать фарфор «телесными цветами», позолотой и изображением персонажей, поэтому из Севра в адрес Дома Локре шли нескончаемые судебные иски.
Локре передаёт управление фабрики Руссингеру, который, думая о развитии производства, начал строительство нового завода. Франция же вступала в крайне неблагоприятный период, что в 1789 году приведёт её к революции. В 1795 году на фабрике работало от 70 до 80 рабочих. Находясь на грани разорения, Руссингер вынужден продать фабрику. Её выкупает Франсуа Пуйят (François Pouyat) – поставщик сырья из Лиможа. Оставшись в Лиможе, Пуйят отсылает в Париж трёх сыновей: Жан-Батиста, Леонарда и Жана. Они не только управляют фабрикой, но строят мануфактуру Fours, куда отправили часть оборудования с прежнего места. Руссингер теперь уже в качестве нанятого мастера продолжает здесь работать до 1808 года над созданием форм, а к 1820 году стараниями новых мастеров количество форм возрастает до 230. К этому времени часть собственности переходит к зятю Руссингера – Александру Доде (d’Alexandre Dodé). Считается, что именно с его руки в 1820-е гг. оборудование мануфактуры уходит семье Клаус, а сама она вскоре будет закрыта.
Период семейства Клаус
Жан-Маркс Клаус (Jean-Marx Clauss) – это выходец из Трира (ныне земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ). В Париж вместе с семьёй он перебирается в 1820 году, намереваясь создавать собственные формы фарфора, основываясь на лучших образцах Manufacture de Clignancourt, Dihl et Guerhard и того же Дома Локре. 11 апреля 1822 года Жан-Маркс Клаус основывает свою компанию. Оборудование для производства фарфора разместилось на улице de la Pierre-Levée. Здесь начинают выпуск предметов декора и посуды.
В 1846 году компанией начинает управлять Альфонс Клаус (сын Жана-Маркса), а затем и его сын Эжен-Маркс (Eugène-Marx Clauss). Торговой маркой становятся перекрещённые мечи с буквами «Е» и «С» (Eugene Clauss). Эжен-Маркс воспользовался возможностью регулярно покупать изделия по себестоимости на Севрской мануфактуре, благодаря чему коллекции Porcelaine de Paris существенно расширились. В тот период Porcelaine de Paris специализировалась в двух сферах деятельности. Первой стало копирование лучших изделий фарфора 18-го столетия, созданных в Европе и на Востоке. Вторая основывалась на текущей моде и учитывала в оформлении изделий все модные веяния.
Porcelaine de Paris. Период семейства Блох
Ахилл Блох (Ahille Bloch) и Леон Бурдуа (Leon Bourdois) стали компаньонами Клауса в 1887 году. Уже через три года Эжен-Маркс Клаус оставляет компанию, а ещё через десять лет общий бизнес покидает и Леон Бурдуа. Единоличным владельцем компании остаётся Ахилл Блох, а торговой маркой фарфора становятся две перекрещенные стрелы. По сведениям справочников, из фарфора здесь выпускали каминные полки, вазы, горшки, шкатулки и конфетницы различных форм, бюсты и статуэтки, ручки для трости, чашки и декоративные тарелки.
В 1926 году мануфактура переходит к Роберту Блоху (сыну Ахилла). На тот момент Париж – шикарный столичный город, уже не очень пригодный для работы фарфоровых печей. Поэтому Роберт уже в 1922 году перевозит оборудование и художественные мастерские в местечко Орваль, расположенное неподалёку от Сен-Аман-Монтрон в Шере. Здесь выпускается фарфор в стиле ар-деко, который быстро завоёвывает популярность в Европе. Однако Роберт Блох видит резко увеличившуюся потребность в сантехнике и начинает её производство.
Тарелка декоративная «Роза» из серии «Сто листьев Бордо»
Вторая мировая война приводит к оккупации Парижа, и в 1941 году Роберт Блох покидает Францию. Но после освобождения страны он возвращается в Париж, где встречает Поля Молхо (Paul Molho), сделав его компаньоном. Нанятые выпускники парижской школы декоративно-прикладного искусства прибывают на мануфактуру, где эта команда разрабатывает высококачественный фарфор с роскошным оформлением. Успех изделий подвиг Блоха в 1950 году зарегистрировать бренд «Porcelaine de Paris» с торговой маркой в виде двух скрещённых стрел.
Набор для сервировки стола
Современный период Porcelaine de Paris
Развитие компании шло бурно. Фарфор с торговой маркой Porcelaine de Paris экспонировался на крупных профессиональных выставках, проходивших в Париже, Франкфурте, Милане, Стокгольме, Лондоне, Абу-Даби и Токио, приобретая всё большее число поклонников. В 1991 году бизнесом заинтересовывается компания Doublet и берёт на себя управление производством. Теперь керамические изделия выпускаются в Нор-Па-де-Кале, а роскошная сантехника выходит на первый план.
В 2004 году Мэривонн Бошен через компанию MODEA приобрела бренд «Porcelaine de Paris». Но товары под этой маркой уже не ограничиваются одной лишь керамикой. Когда в 2017 году Пьер Орсини (менеджер компании Art et Styles) становится правообладателем бренда, он дополняет основное производство ювелирными украшениями, включая фарфоровые, и часами.
Клеймо компании Porcelaine de Paris
Приведённая выше подборка клейм периода Локре и Руссингера дана по изданию Manuel de l'amateur de porcelains (1926 г.)