Большинство предприятий фарфорово-фаянсовой отрасли Украинской ССР отличалось изяществом, оригинальностью и народной самобытностью. Все эти качества свойственны и малой пластике завода, располагавшемуся в Полтаве. Впрочем, и среди выпущенной им посуды можно отыскать образцы, способные украсить любую коллекцию. Часто название «Полтавский фарфоровый завод» сокращают до аббревиатуры ПФЗ.
История Полтавского фарфорового завода
Набор суповых чашек с блюдцами на три персоны (ПФЗ)
Советский лозунг «Больше товаров хороших и разных!» относился не только к остродефицитной продукции, но и к изделиям, ежедневное использование которых почти не замечаешь, пока они не выходят из строя. Одним из них, несомненно, является посуда. Появлению на прилавках магазинов новой и яркой посуды, которую хочется приобрести, способствовал ввод в строй очередных заводов фарфорово-фаянсовой промышленности. Одним из регионов, где эта отрасль быстро и успешно развивалась, была Украинская ССР.
Основанный 3 июня 1964 года Полтавский фарфоровый завод уже к декабрю выдал первую посуду собственного производства, а через несколько лет нарастил ежегодный выпуск до трёх миллионов изделий. Республиканское правительство следило за развитием предприятия, направляя средства на его модернизацию. Благодаря этому в начале 1970-х гг. здесь установили скоростную печь «ПАС-1» и внедрили полуавтоматические линии, что привело к увеличению ежегодного объёма до восьми с половиной миллионов изделий. К 800-летию Полтавы, которое город праздновал в 1974 году, в торговых точках появилась необычная и очень красивая посуда, роспись которой обыгрывала юбилей. Высокие показатели производства и 13,5 миллионов предметов, выпущенных в 1975 году, были отмечены добавлением к названию завода почётной частички имени XXV съезда КПСС.
Сервиз чайный с цветочным декором на 4 персоны (15 предметов)
Успешным получились и предолимпийские годы. В Полтаве выпустили партию в 26 000 Олимпийских Мишек разной высоты (13 и 22 см) и 7700 чайных пар с символикой «Москва-80». Следующее десятилетие предприятие планомерно развивалось, прирастая автоматическими скоростными печами и поточно-механизированными линиями. Теперь формы отливали не из гипса, как по старинке, а из прогрессивного поливинила. Сотрудников направляли в командировки по обмену опытом, благодаря чему в Полтаве внедрили деколь (метод декорирования изделий по принципу переводной картинки) и запустили процесс механизированного литья крупногабаритных предметов сложной формы. На этом останавливаться не собирались. Совет министров Украинской СССР пообещал, что завод получит на очередную реконструкцию три миллиона рублей в период с 1993 по 1995 гг., но распад СССР помешал этому случиться.
Чайная пара большого размера, декорированная изображением цветов (ПФЗ)
Мощная производственная база помогла заводу не только держаться на плаву в первые годы независимости, но и разрабатывать новые изделия. Объединив завод и магазин, где продавались его изделия, было основано ОАО «Полтавафарфор». Однако действия собственников привели не к расширению производства, а к цепочке действий, в результате которых предприятие довели до фиктивного банкротства. Многомиллионные долги по странным соглашениям о поручительстве выплачивать было нечем, и предприятие практически остановили. Считается, что последняя обжиг изделий здесь произведён в 2002 году. Однако на этот злоключения завода не закончились, так как в планах правительства постоянно предусматривалось возобновить выпуск фарфора. Завод «ужался», продав часть зданий, но всё же готовился вернуться к работе над посудой. Однако все усилия так и не привели к восстановлению нормальной деятельности. В 2015 году ОАО «Полтавафарфор» упоминается в числе злостных нарушителей по уплате страховых взносов за работников предприятия, и это, пожалуй, последняя новость о ПФЗ, которая мелькнула в прессе.
Художники Полтавского фарфорового завода
Владимир Иванович Белоус работал в творческой лаборатории предприятия художником с 1975 по 1977 год. Из его творчества наибольшую известность получила парная скульптура «Псёл и Ворскла», где образами парня и девушки в народных костюмах символически показаны две реки Полтавщины – Псёл и Ворскла. Впрочем, знатоки трактуют эти образы и как олицетворение дружбы УССР и РСФСР, так как обе реки протекают по территории и России, и Украины. В 1977 году Белоус ушёл работать скульптором Полтавского художественно-производственного комбината, но в 1991 году вернулся на завод, заняв должность главного художника. В 2001 году он стал Заслуженным художником Украины.
Евгения Гулько по созданным выдающимся украинским фарфористом Иваном Вицько формам разработала оформление и чайных пар с олимпийской символикой, и декор Олимпийского Мишки. Но самые необычные олимпийские сувениры её авторства - пара голубей, олицетворяющих Олимпиаду, как мирный период, когда в Древней Греции останавливали даже войны. Считается, что оформление Катюши (талисмана Международного фестиваля молодёжи и студентов 1985 года) тоже принадлежит её авторству. Некоторое время Евгения Гулько занимала пост главного художника предприятия.
Из трёх десятков ныне известных моделей малой пластики ПФЗ несколько принадлежит авторству Нины Ромашовой. Её творчество максимально раскрылось в поздний период работы ПФЗ. Наверное, Ромашовой было очень обидно узнать, что серия малой формы, куда должны были войти символы Восточного календаря, уже не завершится из-за остановки производства. Наиболее интересной её работой считаются парные статуэтки «Мистер и миссис Мышь» (конец 1990-х гг.).
Клеймо Полтавского фарфорового завода
За время работы Полтавского фарфорового завода им использовалось единственный тип клейма – в двойном круге монограмма «ПФ» («Полтавский фарфор»).