Американское детство трудно представить без восковых мелков «Крайола», которые выпускала и продолжает выпускать компания Binney & Smith (ныне Crayola LLC), основанная в 1885 году и осваивающая это направление с 1903 года. Кажется, что мелки Crayola успели захватить весь капиталистический мир. И на страницах воспоминаний о юных годах какого-нибудь жителя Небраски или Монтаны обязательно найдутся их разноцветные следы. Советский рынок был практически закрыт от массового завоза западных товаров. Но подрастающее поколение СССР прекрасно обходилось и без «Крайолы». Кроме обычных карандашей с грифелем и стандартного цветного мела советским детям ещё было, чем рисовать. Например, удивительными карандашами «Полицвет».
Хроники восковых карандашей
История карандашей на восковой основе уходит ещё в Древнюю Грецию, так как об этом упоминает римский учёный Плиний-старший. Несмотря на появление всё новых письменных приспособлений восковые материалы для рисования уверенно шли сквозь века, так как они не подвержены выгоранию, а мастера научились создавать для художников достаточно богатую палитру. Кто-то считает восковые мелки подвидом пастели. Другие относят их в самостоятельную группу. Рисовать таким средством полноценное полотно весьма непросто. И в то же время, это просто находка для первых шагов в живописи. «Крайола» добилась успеха именно в расчёте на детей, так как первой предложила неядовитые мелки, на которые даже обёртку приклеивали кукурузным крахмалом.
Восковые мелки выпускали и в Российской империи. Например, известны образцы Карандашной фабрики Станислава Маевского, располагавшейся в Варшаве (на тот момент Польша входила в состав России). Во время Первой мировой войны её оборудование вывезли в Ново-Слявянск, и на этом фундаменте впоследствии создали Славянскую карандашную фабрику.
Цветные карандаши не были в позднем периоде Советского Союза дефицитом, их можно было купить в любом магазине канцелярских принадлежностей или в газетном киоске (по крайней мере, базовый набор из шести цветов). Видимо, поэтому грифельный карандаш получил большее распространение, чем восковой мелок. Но восковые мелки продолжали производить. У них была своя «целевая аудитория», ведь таким мелком можно рисовать не только по бумаге, но и по дереву и даже стеклу. Советский восковой мелок имел вид круглого столбика с заострённым с одной из сторон краем. Продавались такими мелки наборами (например, по шесть цветов, по десять или по дюжине).
Карандаши «Полицвет»
«Полицвет» можно назвать новым витком в эволюции воскового мелка. Почему этот набор – карандаши, а не мелки? Возможно, просто перестали называть «мелок» то, в чём нет мела. Или изменению названия послужило придание граней, что делало эти предметы похожими на обычные карандаши. Впрочем, выпускались как гранёные, так и круглые версии, и обе на коробках именовали «карандаши». Однако кто-то продолжал упорно называть «Полицвет» восковыми мелками. Хуже набор от этого не становился.
Но, скорее всего, причиной стал иной химический состав. Ведь мелки оставляют широкий маслянистый след, а след «Полицвета» больше схож с обычными карандашами. Только в отличие от обычных карандашей, чей грифель «одет» в деревянную рубашку или пластиковый корпус, карандаши «Полицвет» - это один сплошной грифель. Рисовать можно не только заострённым краем, а любым местом такого карандаша.
Из чего сделаны карандаши «Полицвет»?
«Полицвет» изготавливали на основе синтетического воска с добавлением цветных красителей. Именно воск делает грифель карандаша прочным, а не ломким, при этом оставляя на бумаге характерный след. Наряду с тёмными цветами в набор входили яркие, которые и привлекали детей. Ведь подобные наборы предназначались младшему возрасту, а не профессиональным художникам. Яркие штрихи дарили юному художнику незабываемый восторг. Хоть такой карандаш не имел заострённого, в иглу отточенного грифеля, зато позволял быстро закрасить большие объёмы.
В разных странах карандаши подобного «Полицвету» типа производили формованием или прессованием через фильеру. У формованных карандашей воск с более низкой температурой плавления. Прессованные карандаши содержат больше наполнителя и имеют более плотную структуру, поэтому на вес они втрое тяжелее формованных. Формованные карандаши более гладко ложатся на поверхность, оставляя менее рельефный след. Это важно, если не хочется видеть на рисунке своеобразную кляксу, «горной грядой» выступающую над листом, которая потом жирно размажется.
Где делали карандаши «Полицвет»?
Пожалуй, наибольшее распространение получил набор из шести цветов, вышедший из цехов Карандашной фабрики имени Л.Б. Красина. О возможностях этого карандашного гиганта говорит хотя бы тот факт, что в советское время здесь за сутки выпускали столько карандашей, что, если бы их удалось поставить друг на друга, высотой они в тридцать раз превзошли бы Эверест. В этом объёме доля «Полицветов» была невелика. Тем не менее, эти красинские карандаши знали по всей стране.
Но «Полицвет» - это не торговая марка, которую зорко охранял правообладатель. Карандаши с тем же названием выпускали и другие советские предприятия. Даже те, которые и не назовёшь связанными с карандашной отраслью. Зато они могли придать набору нечто своё, особенное. Часть «Полицветов» от Тихвинского завода «Галант» продавалась в прозрачном гранёном пенале. Этот набор имел не шесть цветов, а на один больше. Впрочем, «Галант» производил и обычные шестицветные наборы в картонной коробке. Если задаться такой целью, можно составить настоящую коллекцию из наборов «Полицвет» разной комплектности в разной упаковке от разных фабрик. Конечно, даже в итоге среди них не наберётся те две сотни оттенков, которыми гордится Crayola, но светлые воспоминания о детстве такая подборка вполне способна пробудить.