Название фирмы Polaroid («Полароид») как нельзя лучше характеризует её корни, то есть направление, с которого всё и началось – различные поляризаторы и прочие разработки в области поляризации света. Компания основана в 1932 году Эдвином Гербертом Лэндом и Джорджем У. Уилрайтом III, а имя «Polaroid» получила в 1937 году (этот год и считается многими датой её рождения).
История компании Polaroid
Главная роль в её создании принадлежит Эдвину Лэнду – изобретателю с российскими корнями (его предки выехали из России в США ещё в 1880-е гг.). Детское увлечение калейдоскопами и стереоскопами помогло Лэнду понять принципы преломления света. Первоначально «Полароид» был небольшой исследовательской и маркетинговой фирмой, основным товаром которой стали поляризованные солнцезащитные очки и светофильтры для фотоаппаратов. Добившись устойчивой прибыли, Лэнд продолжил исследования поляризации, которые могли бы развить промышленный успех его фирмы. Выбранными направлениями стали 3D-фильмы и защитные очки для собак, использовавшихся в военных целях.
Вторая мировая война сделала компанию очень востребованной, так как её задействовали для важнейших разработок новейшего вооружения – оптических деталей ракет. В качестве примеров можно назвать секретные проекты SX-68/SX-69 Podak (название от сокращения Polaroid-Kodak, так как в нём участвовала и фирма Eastman Kodak), а также SX-70 Dove, породивший одну из первых в мировой военной истории ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Выделенные миллионы позволили компании открыть большую штаб-квартиру в Кембридже (штат Массачусетс), на базе которой работала школа военных фотографов. В годы войны созданы фотокамеры трёхмерной съёмки местности и аппаратура стереоскопической визуализации снимков. Инфракрасное устройство ночного видения от Polaroid послужило основой для создания многочисленных моделей прицелов. За всю свою жизнь Эдвин Лэнд зарегистрировал 535 патентов на различные изобретения, уступив первенство по количеству только Томасу Эдисону.
Финансовые вливания со стороны военных позволили Лэнду привлечь лучших специалистов фотодела, благодаря чему по окончании войны стало быстро и успешно развиваться новое направление – производство фотоаппаратов для моментальной фотографии. Теперь под корпусом фотокамеры пряталась миниатюрная химическая лаборатория с хитрой механикой. Светочувствительный материал, проявление которого запускалось сразу после съёмки, обрабатывался средством из капсул с проявляюще-фиксирующей пастой. В результате уже через несколько секунд получался готовый позитив. В 1962 году на рынок отправились изобретённые Лэндом цветные фотоматериалы одноступенного процесса.
Первой массовой фотокамерой с самопроявляющейся плёнкой стала Polaroid Model 20 « Swinger», производившаяся с июля 1965 по 1970 год. Популярность ей добавили как цена (19,95 долларов США) и лёгкий вес, так и активная реклама, оставшаяся в истории музыки джинглом «Meet the Swinger». Эту модель продавали даже в аптеках. Успех «Свингера» сопутствовал продвижению других товаров фирмы. Даже недешёвые камеры (модель Polaroid Automatic 350, выпускавшаяся с 1969 по 1971 год, продавалась за 150 долларов) пользовались огромным спросом.
Казалось бы, революция совершена, и можно спокойно почивать на лаврах. Однако начать очередной её этап Лэнда заставило наличие опасного конкурента в лице Eastman Kodak. Пик славы компании, к тому времени превратившейся в могущественную корпорацию, пришёлся на 1972 год, когда на рынок поступила модель Polaroid SX-70. Теперь фотография выезжала из щели аппарата в готовом виде, самостоятельно проявляясь при дневном свете. Триумф Лэнда увековечила обложка журнала «Life» с заголовком «Гений и его волшебная камера». Эдвин Герберт Лэнд в истории так и остался королём моментальной фотографии, когда только что снятый кадр на глазах владельца камеры воплощается в готовый снимок.
Но в изменчивом мире грандиозный успех быстро может смениться сокрушительным провалом, и Polaroid – яркий тому пример. Завоевав вселенную моментальных фотоснимков, Лэнд решил проделать то же самое и для любительских фильмов. Проект Polavision включал в себя камеру Polaroid Instant Home Movie, заряженную кассетой с плёнкой. Кассета быстро проявлялась в специальном блоке и становилась готовой для проигрывания на специализированном видеоплейере. И вот тут оказалось, что у видеокассет, получивших к тому времени уже массовое распространение, куда больше преимуществ. Кассета Polaroid была длительностью около трёх минут, а видеокассета позволяла тогда записывать до часа съёмки с лучшей цветовой передачей. Кроме того, видеокассету можно было переписать. Убытки «Полароид» оказались столь внушительными, что Эдвина Лэнда просто «выдавили» из созданной им компании.
Без Лэнда «Полароид» не только продолжил выпускать фотокамеры, но и расширил направления, вклинившись на рынок носителей информации. Компания активно продавала видеокассеты различной длительности, а также пяти- и трёхдюймовые дискеты, пока они могли приносить прибыль. В 1991 году годовой доход корпорации составил три миллиарда долларов. Проект Polavision хотя и привёл к провалу, но благодаря ему компания поставляла на рынок обращаемые киноплёнки формата Super 8 и 35-мм фотоплёнку Polachrome. Polaroid стала одним из пионеров в деле популяризации цифровых фотокамер, уже в 1996 году выпустив модель PDC-2000. Кроме этого, компания организовала производство 35-мм и многоформатных сканеров.
В Советском Союзе и постсоветской России «Полароид» приобрёл всенародную известность из-за созданного в июле 1989 года совместного советско-американского предприятия «Светозор», массово производившего модели «Polaroid Supercolor 635CL» и «Polaroid 636 Closeup». Развитие компьютерной техники и цифровой фотосъёмки значительно снизили спрос на продукцию Polaroid. Поэтому после цепочки реорганизаций в 2001 году корпорацию объявили банкротом. Затем материальная и интеллектуальная собственность компании неоднократно выставлялась на торги, однако новые владельцы утопали в судебных тяжбах. И всё же на рынок исправно поступали товары с названием узнаваемого бренда (например, портативные DVD-плееры, а также жидкокристаллические и плазменные телевизоры).
Возрождением бренда «Полароид» можно считать 2009 год. Новые владельцы обещали насытить рынок новинками в области цифровых фотокамер, цифровых видеокамер, цифровых фоторамок и мобильных фотопринтеров PoGo. Для продвижения креативным директором компании взяли известную певицу Lady Gaga. Из-за судебных тяжб использовать прежнее названия было невозможно, поэтому фирма взяла название «Impossible Project». Но товары она продвигала под старым брендом. Примером может служить появление в 2016 году смартфонов Polaroid Snap и Polaroid Power на операционной системе Android. Лишь в 2017 году по завершении судебных разбирательств все права на интеллектуальную собственность были урегулированы, и компанию переименовали в «Polaroid Originals».
Традиционное название «Polaroid» вернулось на рынок в 2020 году. Теперь компания выпускает музыкальные плейеры и переносные колонки, фоторамки и фотопринтеры. Не забыты и традиционные фотокамеры моментальной съёмки, к которым прилагается большой выбор фирменных аксессуаров. Запущена и собственная линия одежды с символикой «Polaroid». Так что компании до сих пор есть, чем удивить мир.
Логотипы компании Polaroid по годам
Polaroid прочно ассоциируется с набором разноцветных полосок – результата разложения света на цветные компоненты после прохождения его через призму. Однако так было не всегда. Первый разработанный логотип представлял всего лишь белую надпись на чёрном фоне. В первую половину 1990-х гг. корпорация также возвращалась к монохромному логотипу.