«Мы могли изучать любые вещи или процессы, которые нам казались актуальными, у нас не было заранее определенных задач; вместо этого мы получили полную свободу и поддержку независимых исследований. Мы шли на работу, даже не зная, чем мы будем заниматься в этот день. В результате это привело к удивительным изобретениям. Это был инновационный рай», - такими словами вспоминал свою деятельность голландский ученый и инженер Кеес Имминк (Kees Immink). Компания, предоставившая ему рабочее место и полную свободу действий, звалась Philips.
Краткая история бренда
15 мая 1891 года в городе Эйндховен (Нидерланды) появилась компания Philips, основанная Фредериком Филипсом и его сыном Жераром. Последнее десятилетие XIX века было прорывным в области приборов, питающихся электричеством. Но наибольшее восхищение масс тогда вызывали электролампы. Видя мощнейшие перспективы электрического освещения, отец и сын взялись за выпуск экономичных и надёжных ламп накаливания. Новый век компания встретила бурным ростом, увеличив штат до двух тысяч сотрудников. Забота о кадрах для Philips стала не менее важной, чем забота о качестве товара. С 1900 года компания оплачивала больничные, а в 1913 году внедрила собственную пенсионную программу. В это время Жерару начинает помогать брат Антон.
Новый виток развития компании начался в 1914 году, когда заработала её первая исследовательская лаборатория, руководить которой пригласили доктора Жиля Холста. Не оставляя проектирования новых технологий освещения, здесь взялись за модернизацию рентгеновских трубок, стремясь сделать их более безопасными и эффективными. Это позволило в 1924 году выпустить Metalix – первую рентгеновскую трубкой с металлическим корпусом, защищающего пациента от вредного излучения. Её компактные размеры позволили проводить обследования на дому. В 1929 году появляется Rotalix – трубку, снимки которой показывали не только состояние костей, но также сердца и легких.
Впрочем, 1920-е гг. для Philips полезно рассмотреть и с иного ракурса. Выпускник технического университета Делфта Луис Кристиан Калфф в письме Антону Филипсу жёстко критикует архаичную рекламу компании. Антон решил ответить не словом, а делом, взяв юношу ответственным за рекламное направление. Сотрудничество Калффа с Philips привело через четыре года к созданию консалтинговой компании в области световых технологий. С 1946 года он занял пост арт-директора и отвечал за дизайн модельного ряда, а в 1958 году блистал на выставке в Брюсселе, спроектировав павильон Philips и его выставочные инсталляции с аудио- и видеоэффектами.
Новую эпоху в мире бреющихся мужчин Philips начала в 1930-х гг. выпустив роторную электрическую бритву Philishave. Об успехе говорит тот факт, что в 1939 году ежечасно продавалось семь сотен этих электробритв. В послевоенное время были освоены несколько направлений, которые сделали компании пионерами в области люминесцентных ламп, проигрывателей пластинок, прогрессивных материалов и медицинского оборудования. Но главным на тот период стало содействие массовому внедрению телевидения. Прорыв в области звука произошёл у Philips в 1960-х гг. Предложенный компанией формат аудиокассеты стал всемирным стандартом и продержался без изменений до ухода этого носителя с рынка. Это позволило с головой уйти в разработку переносных кассетных магнитофонов и автомагнитол.
С видеокассетами столь грандиозной победы не вышло. Хотя предложенный Grundig и Philips в 1972 году VCR и считается первым коммерчески успешным кассетным форматом для домашней видеозаписи, через несколько лет он был вытеснен VHS. Попытка этих двух фирм победить VHS форматом Video 2000 также успехом не увенчалась. Но Philips долго горевать не стала и переключилась на цифровые носители, записав в свой актив оптический диск LaserVision и разработанный совместно с Sony компакт-диск (CD), тоже ставший мировым стандартом.
В XXI веке Philips не только вернулась на рынок медоборудования, но и превратилась в лидера по внедрению медицинских технологий. Компания постепенно избавилась от производства бытовой электроники, зато активно скупает производителей медицинского оборудования, интегрируя их наработки в собственные технологии. На данный момент «Филипс» - это многопрофильная транснациональная корпорация, в составе которой более сотни производственных предприятий, около 60 научно-исследовательских центров, а также отделы продаж и обслуживания примерно в 100 странах.
Аудиокассеты Philips
Разработку компакт-кассеты компания вела двумя направлениями. Подразделение в Вене проектировало квадратную кассету с одним отверстием, а в городе Хасселт (Бельгия) создавали конструкцию с двумя. Несмотря на то, что обе разработки довели до ума, выстрелила вторая.
Ранние аудиокассеты Philips покажутся анахронизмом для тех, кто застал лишь последние поколения этого носителя. Тяжёлый пластик, крепление сторон на винты с гайками, картонная коробка вместо привычного футляра и крайне скромное оформление. На тот момент было ещё неясно, сколько времени протянет этот формат. На фото одна из первых версий наклеек на стороны, где уже использовался принятый для стандарта логотип «Compact Cassette» с ломаными линиями.
Кассета второго типа с лентой из оксида хрома – уже образец стандартного дизайна для периода расцвета этого носителя. Лаконичное оформление сменилось детально проработанным. Оно должно взывать к потребителю, побуждать желание приобрести именно её.
«Ferro Cromium» - модель того недолгого периода, когда казалось, что у лент третьего типа есть будущее. Период этот был достаточно кратким, а появившиеся кассеты быстро сошли на нет, уступив место четвёртому типу – с покрытием из чистых металлов. Но благодаря «Ferro Cromium» Philips стала производителем, в активе которого значатся ленты всех четырёх типов.
Изящная кассета четвёртого типа от Philips демонстрирует, что премиальные по цене позиции удостоились внимания неплохих дизайнеров. Как родоначальник стандарта, компания всеми силами его поддерживала до окончательного ухода аудиокассет с массового рынка. Последняя новая модель первого типа была выпущена в 2002 году. К этому времени кассет четвёртого типа Philips уже не производила, а второй тип был представлен единственной позицией.
Но рассказ об аудиокассетах Philips был бы неполон без цифровой компакт-кассеты или DCC. Это отчаянная попытка компании победить компакт-диски, предоставив кассету, качество звука на которой было бы сопоставимо с CD. Продажи аппаратуры и кассет начались в середине 1990-х гг., но быстро свернулись, так как формат не выдержал конкуренции с Mini-disk от Sony.
Видеокассеты Philips
Среди производителей видеокассет Philips нельзя назвать победителем в исключительном качестве или в количестве моделей на рынке. Но после внедрения формата VHS по всему миру компания признала неудачу с собственными форматами и переключилась на выпуск стандартных видеокассет для европейского рынка. Скорее, Philips была хорошим середнячком. И всё же кассеты этой фирмы котировались выше любого корейского бренда.
Доказательством, что Philips стремилась стать если не лучшим производителем кассет для видеозаписи, то хотя бы заметным, служат видеокассеты пятичасовой длительности, которые рисковали выпускать далеко не все бренды (ленту приходилось делать тонкой, поэтому был риск её деформации на не слишком качественной аппаратуре). В линейке видеокассет всегда были модели с покрытием улучшенного качества (Extra High Grade) и для профессиональных видеомагнитофонов (S-VHS).
На рынке кассет для компактных видеокамер Philips отметилась кассетами, созданными для формата 8 mm. Этот формат планировали использовать не только для аналоговой, но и для цифровой записи Digital8 при сокращении длительности из-за более высоких скоростей.
Последнее слово в производстве видеокассет, схожих по виду с VHS, Philips сказала, поддержав казавшийся на то время очень перспективным цифровой формат D-VHS, где данные на видеокассету записывались в формате MPEG-2. Но дороговизна аппаратуры и массовое издание фильмов и программ на DVD не дали этой разработке выйти на массовый уровень.
Торговая марка Philips
Эмблема Philips – это щит, на котором волны и звезды. Его придумал всё тот же Луис Кристиан Калфф. Можно сказать, что это результат творческой ошибки. Калффу поставили задачу изобразить радиоволну, так как дизайн предполагался в первую очередь для радиоприёмника. Так как принцип радиопередач Калфф не представлял, он решил просто дать волю воображению, показав извилистое движение среди звёздных россыпей. Но получилось так удачно, что щит стал и торговой маркой. Наряду со щитом используется торговая марка исключительно с названием (даже считается, что с 1994 по 2008 год эта марка была единственной). В 2008 году шрифт надписи пересмотрели, а в 2013 году модернизировали и щит, сделав его верх округлым, а число волн сократив с трёх до двух.
Электронику и аудиокассеты компания выпускала ещё и под другими марками. Североамериканское подразделение Philips Electronics продавало свои товары под маркой Norelco (NORth ELectrical COmpany). Марка существует до сих пор. Например, она используется для электробритв.
Для американского рынка использовался товарный знак фирмы Amperex, купленной Philips в 1955 году, Radiola (ранее принадлежал RCA, но был одним из брендов Philips в 1970-е и 1980-е гг.) и Aristona (под ней Philips продавал свои устаревшие наработки по более низким ценам).