В 1884 году купец П.А. Никитин построил в поселке Песочное (Ярославская область) кирпичный завод. Через год он запустил линию по изготовлению фаянса. Оказалось, что производить керамическую посуду более выгодно, чем кирпичи.
История фарфора из Песочного в дореволюционный период
В то время фарфор в Песочном изготавливали в двух небольших цехах, обжигали в кирпичных горнах, которые топили древесным углем. Освещение было керосиновым. Выпускали чашки, чайники, блюдца и другие предметы домашнего обихода. Купец открыл посудную лавку, но на предприятии случился пожар, и его пришлось продать в 1886 году. Образцов никитинского фаянса и фарфора сохранилось мало, сейчас их можно увидеть в музеях. Качество продукции во многом зависело от навыков мастера.
Новыми хозяевами предприятия стали Василий Карякин и Гавриил Рахманов. Уже через год оно стало приносить прибыль. За 3 года штат увеличился до 350 человек. Построили жилые и хозяйственные помещения, кирпичный цех для паровой машины, склад готовой продукции. В угоду моде посуду украшали цветочными мотивами, использовали технику надглазурной росписи. Также делали кобальтовые образцы с подглазурным золотым рисунком.
В 1894 году фабрику выкупило Товарищество Кузнецова. Выпускали фарфоровые изделия бытового назначения, вазы, малую пластику. Посуду расписывали вручную, чаще всего использовали восточные и цветочные мотивы. Яркая продукция с простым и выразительным дизайном пользовалась спросом у покупателей (горожан, крестьян). На фабрике работали мастера из Гжели и Дулево.
Первомайский фарфоровый завод (ПФЗ)
После революции 1917 года предприятие национализировали. Выпускали агитационные фигурки, сервизы, вазы, наборы для плова, пиалы, блюда. Продукцию расписывали вручную. В 1930-е гг. менялся ассортимент массовой фарфоровой посуды, внедрялись новые способы производства. Первомайский фарфоровый завод нуждался в новых кадрах. В 1936 году, когда возведение плотины перенесли выше Рыбинска, на заводе появилась художественная лаборатория: штат пополнился 10 молодыми художниками. Мастерам организовывали экскурсии в музеи, на выставки, в картинные галереи, обеспечивали литературой по искусству, чтобы они черпали вдохновение для создания новых эскизов. К концу 1930-х гг. утвердили 29 форм новых изделий: вазы, чашки, сервизы (в том числе кукольный).
В Песочном изготавливали тонкостенную керамику агитационной направленности. Портреты вождей революции, значимые события, архитектурные сооружения, технику изображали на вазах, нарядных блюдах. Например, Александр Надулищев создал вазу с портретом Сталина. В фарфоре того времени отражены достижения Мичурина и Чкалова, трудовые подвиги крестьян, новые советские праздники. Предприятие ежедневно выпускало 60 тысяч изделий.
Огромное влияние на развитие художественной лаборатории оказали М. Паламарчук, И. Гончаренко, Д. Клювгант. Исследователи особо выделяют работы Дины Эммануиловны Клювгант. Она использовала приемы дореволюционной росписи. В ее чайном сервизе «Сороки» кроющий красно-оранжевый фон контрастирует с зелеными и светло-желтыми растительными мотивами. Сервиз «Пионеры» (1945 г.) выполнен в стиле неоклассицизма.
Каждый живописец должен был ежемесячно создавать 2 эскиза для декорирования продукции, скульптор — одну модель малой пластики или форму посуды. В лаборатории разрабатывали рисунки, напоминавшие ситец, внедряли новые технологии, например, фотокерамику.
Значительная часть ассортимента была ориентирована на восточный рынок (Иран, Китай), торговые связи с которым были налажены еще во времена Кузнецова.
В лучшие годы на предприятии работало до 2 тысяч человек. В 2010 году штат насчитывал всего 4 сотни работников. В 2013 году завод объявили банкротом. Предметы, которые выпускали в разные периоды его существования, находятся в музеях, частных коллекциях, ими продолжают пользоваться в быту.