История
Опошня считается центром украинского гончарного промысла. Гончарное дело издавна было семейным занятием, в котором участвовали все домочадцы. Мужчины работали с кругом, занимались обжигом. Женщины и дети подготавливали сырье, декорировали посуду, лепили игрушки. Секреты мастерства передавались от отца к сыну.
Пепельница с фигурой охотничьей собаки (1960-1980 гг.)
Изделия обжигали в горне. Горн представлял из себя земляную яму, которую изнутри выкладывали кирпичом. Готовые горшки продавали на ярмарке. При транспортировке их перекладывали соломой. Глиняная кухонная утварь различались по своему назначению. На ярмарке можно было купить горшки для компота, каши, борща, варенья, воды, молока, теста, солений. В ассортименте гончарных мастерских также входили расписанные миски, свистульки.
Посуда опошнянских мастеров, декорированная разнообразными узорами, пользовалась особым спросом. Покупатели платили за нее в 2-3 раза больше, чем за изделия других гончаров. Керамикой из Опошни пользовались в хозяйствах южных российских губерний, обменивая на нее рыбу и соль.
К концу 19 века спрос на глиняную посуду снизился. Появились аналоги из фаянса, стекла, фарфора, металла, которые производили на фабриках. Но гончарный промысел в Опошне сохранился, к началу 20 века там работало около 1000 мастеров. До начала 1990-х годов изделия экспортировали в 20 стран.
Продукция
Технологии производства со временем менялись. Конструкции печей и гончарного круга стали более совершенными. Тяжелый ручной труд облегчили за счет использования механизмов. Но ручная формовка, лепка, роспись изделий сохранились до наших дней. Благодаря этому каждые изделие уникально. Мастера наносят узор прямо на глину, не делая предварительных эскизов. Опошнянские гончары свободно владеют материалом, могут изготовить и миниатюрное изделие несколько сантиметров высотой, и емкость вместимостью 20-30 литров. Есть наборы посуды для молочных продуктов, вареников, салатов. Настоящим мастером своего дела, чьи изделия будут высоко ценится, может стать далеко не каждый гончар. Для этого необходимо развитое пространственное мышление, хорошая фантазия, развитое чувство пропорций и упорный труд.
Кружка пивная с ручкой в виде чёртика (1970-1980 гг.)
Части фигурных сосудов также выполняются на гончарном круге, как и цельные модели, а потом соединяются. Раньше в фигурных сосудах подавали к столу напитки. Сейчас их чаще всего покупают для украшения интерьера, но по традиции сохраняют свою функциональность: пустой корпус, носик, ручка в виде хвоста.
Кувшин сувенирный в форме барана (1960-1980 гг.)
Издавна фигурную посуду в Опошне изготавливают в виде животных и птиц. Самые любимые варианты — лев и баран. Также мастера делают фигурки-свистульки с отверстиями в хвосте и в боку, многофигурные композиции по сюжетам народных сказок.
Для росписи используют цветные глины-ангобы. Заготовки формуют на гончарном круге, немного подсушивают, обливают белой, коричневой или красной глиной, чтобы получился ровный однотонный фон. Затем их повторно подсушивают, наносят узор с помощью специальной груши, из которой краска поступает через трубочку. Чаще всего используют растительные орнамент, где цветы, колосья, ветки, гроздья винограда собраны в букет или венок. Основные цвета — красно-коричневые, синие, зеленые.
Миски декорируют в технике «фляндровки». Заготовку опускают в жидкую глину, переносят на вращающийся круг и быстро наносят на поверхность штрихи, линии, точки, растягивают краску в стороны медным крючком. Переплетение линий создает неповторимый узор, который не терпит правки.
Известные гончары
Александра Федоровна Селюченко (1921-1987 гг.) — мастерица глиняной игрушки. Она сохраняла и развивала традиции опошнянской игрушки. Ее изделия выставлялись на различных выставках, в том числе международных, пополняли коллекции музеев мира.
Гавриил (Гаврило) Ничипорович Пошивайло (1909-1991 гг.) — прославленный украинский гончар. По традиции, он придавал изделиям форму, а росписью занималась его жена — Евдокия Даниловна. Он создавал кухонную утварь, детские игрушки, фигурки животных и людей, разрабатывал групповые композиции на тему ярмарок. Семейное ремесло продолжил сын Николай.
Клейма артели и завода «Художнiй керамик» (керамика «Опошня»)
Несмотря на большое количество предметов, период датировки того или иного клейма достоверно не выяснен. Любители антикварной керамики, обратившись к заводчанам, сумели выяснить следующие сведения.
Клеймо «Куманец» имеет две версии: с надписью внутри и без неё. Считается, что клеймо с внутренней надписью проставляли в 1950-е гг. и в начале 1960-х гг. Версия без надписи ставилась в 1960-е и 1970-е гг.
Клеймо в виде указания наименования предприятия (например, «4Х.К. Опошня») завод «Художнiй керамик» проставлял в 1950-е и 1960-е гг. (в данном случае цифра «4» обозначает количество литров, которое вмещает предмет).
Рельефное клеймо в виде букв «Х» и «К», вписанных в круг», ставили на анималистическую малую пластику. Период её выпуска начался в 1960-е гг. Клеймо могло быть рельефным (вдавленным).
Товарный знак в виде стилизованный птицы присутствовал на сопроводительных бумажных этикетках завода «Художнiй керамик» в 1980-х и 1990-х гг. Более точные периоды для каждого клейма – предмет будущих исследований.