Ножевая мастерская «Стан» предлагает большой выбор ножей для походов в лес или ежедневного использования. Но не надо забывать, что ось её существования – это известный художник-гравёр Сергей Михайлович Емельянов, чьи работы называют дуэтом кости и стали. Поэтому большинство иллюстраций обзора посвящено его знаменитым авторским композициям. Но любой из ножей (даже богато и изыскано изукрашенных), вошедших в эти композиции, остаётся надёжным рабочим инструментом, всегда готовым действовать по прямому назначению.
Этапы творческого пути Сергея Емельянова
Свой путь родившийся в 1972 году Сергей выбрал после получения основного общего образования, решив не заканчивать среднюю школу, а получить специальность «Изготовитель художественных изделий из металла» в Павловском художественном училище № 23. Здесь ему очень повезло с наставником, так как обучал Сергея выпускник Московского высшего художественного-промышленного училища Валерий Александрович Сидоров. Именно он преподал Емельянову основы ювелирного дела. Возможно, в России зажглась бы новая звезда в области изысканных украшений, но в 1991 году, завершив обучение, Сергей отправился в экспериментальный цех завода складных ножей.
Около семи лет Сергей Михайлович выполнял гравёрные работы, делал накладные плашки для рукоятей и штампы для художественной отделки ножей. В 1998 году промышленность России сразил мировой финансовый кризис, пошатнувший дела многих предприятий. Для Емельянова начался период надомной работы. Выполненные на высоком уровне заказы привели его в ООО «САРО», где в должности художника с 2000 по 2002 год Емельянов занимается декоративными работами. В составе коллектива он сблизился с Сергеем Зиновьевичем Седовым, и мастера вместе пустились в развитие обработки дерева, кости, металла и других материалов для ножевой отделки. Попутно Сергей Михайлович достиг больших высот в резьбе по кости, что сильно повлияло на его дальнейший путь в мире ножей.
Полученный опыт снова подвиг его на самостоятельные работы, в которых применялось художественное литьё и резьба по кости. Ряд искусных ножевых композиций заметили, и в 2007 году Емельянова приняли в Творческий союз «Гильдия мастеров-оружейников». На тот момент в списке значилась целая плеяда талантливых мастеров, знакомство с которыми породило новые идеи. Воплотить и показать их получилось на всевозможных российских выставках. Кроме того, у Емельянова появился доступ в запасники лучших музеев России.
На момент создания обзора деятельность осуществляется через ООО «Стан», зарегистрированное 15 февраля 2010 года, которое Емельянов позиционирует как ножевую мастерскую. Творческим ориентиром Сергей Михайлович для себя считает работы мастерской Карла Фаберже. Их изучение двигает мастера к новым вершинам и авторским композициям. Создавая их, Емельянов проявляет себя и в качестве резчика, и в качестве гравёра, и в качестве ювелира. Большинство работ Емельянова приобретено частными коллекционерами, но понять эту красоту, где холодный тёмный металл встречается с тёплым светом резной кости, можно по представленным в интернете иллюстрациям.
Примеры ножей Сергея Емельянова (Стан)
Эту модель ножа мастерская «Стан» делает в разных версиях, но мы покажем экземпляр общей длиной 270 мм из группы эксклюзивных работ. Особенность модели – поперечный профиль в виде равностороннего клина на ⅔ от ширины клинка и неширокие спуски почти на всю длину от острия по обуху толщиной 4 мм. Такой клинок предназначен для сильного раскалывающего удара по кости. Здесь он выполнен из дамаска, имея длину 140 - 145 мм. Кроме того, это хороший разделочный нож, который способен выполнить и функции лагерного ножа без опасности обломать кончик острия. Для рукояти здесь взяли стабилизированный кап клёна. Художественное оформление – это вставка фрагмента рога лося с картиной на охотничью тематику, миниатюрные металлические элементы, разбросанные по рукояти, и художественное литьё «Дубрава», отражающее лесные пейзажи. В отделке также применена пирография (выжигание по дереву).
Цельнометаллический среднеразмерный нож «Лось» относится к шкуросъёмным и разделочным ножам. Показанный выше экземпляр, длина которого может составлять от 270 до 290 мм, входит в коллекцию «По следам мамонта», так как накладки рукояти выточены из ископаемого зуба мамонта. Этот природный материал редко использовали для рукоятей, так как он легко расслаивается. Однако всё изменила технология стабилизации, когда зуб насквозь пропитывается полимерными веществами, после чего появление трещин или деформации минимизируется. Плашечный монтаж рукояти добавляет ножу прочности. В отделке рукояти участвует и мозаичный пин. Клинок типа Drop Point длиной 125-130 мм сделан из стали D2, закалённой до твёрдости 60-61 HRC.
Если финский puukko или традиционный якутский нож по виду узнают даже далёкие от ножевого мира люди, то с «Тагаром» общей длиной 270-280 мм такой номер не пройдёт. Происхождение ножа подобного типа скорее всего поставит новичка в тупик. В этой модели сплелись мотивы тагарской культуры (археологическая культура эпохи бронзы и железа) и сейминско-турбинского межкультурного феномена. Плавный изгиб клинка длиной 145-150 мм из стали Х12МФ, закалённой до твёрдости 59-60 HRC, делает нож очень удобным при выполнении резов на себя. Это шкуросъёмный и разделочный нож, но пригодится и рыбаку, чтобы выпотрошить улов. Рукоять из стабилизированного капа клёна украшает мельхиоровое литьё «Олени».
Это произведение искусства нельзя назвать кадром, выхваченном из киносаги, фильмы которой связаны пиратом Джеком-Воробьём в блистательном исполнении Джонни Деппа. Однако пират по центру всё же чем-то смахивает на Гектора Барбоссу – капитана «Чёрной жемчужины». При взгляде на композицию даже не знаешь, чем восхищаться сильнее: резьбой по кости авторства Емельянова или клинком, превращённым в борт пиратского судна гравировкой П. Куликова.