Ножевое производство в окрестностях шведского города Мора насчитывает более четырёх веков. Изначально все ножи имели широкое прямое лезвие и рукоятку из неокрашенной берёзы. Для них шили простенькие кожаные ножны. Несколько кустарных мастерских трудолюбиво делали рабочие ножи для всей округи, а Сол Нильс Олссон из деревушки Крокберг организовывал даже массовые продажи этих ножей.
История бренда
Но всё же каким образом шведский народный нож превратился в торговую марку? Корни надо искать в 1891 году, когда в деревню Остнор (Östnor) близ Моры из Америки вернулся шведский лесоруб Эрик Фрост (Frost Erik Erson). Накопленный за четыре года работы на заокеанских лесоповалах капитал помог открыть завод по производству деревянных саней. В этом деле требовалась и металлическая оснастка. А чтобы обрезки металла не пропадали зря, из них навострились делать ножи. Сани были ходовым товаром для странствующих коммивояжёров, которые при покупке приобретали ещё и ножи. Вместе с торговцами ножи быстро распространились по всей Швеции, став неким стандартом для оружейников, которые, копируя нож друг у друга, способствовали ещё большей его популярности. Вскоре нож этого типа пересёк границы Швеции и отправился сначала по Северной Европе, а затем и по всему европейскому континенту. В 1904 году заводской штат составлял десять человек, а годовой объём – 19 000 ножей. Видя, как хорошо раскупаются ножи, хозяин завода решил забросить выпуск саней и сконцентрироваться на ножах. Так появилась торговая марка Frosts Knivfabrik.
Выгодное дело редко обходится без конкуренции. В 1912 году собственное производство ножей в Остноре организовал Кронг-Йохан Эрикссон (Krång-Johan Eriksson) – бывший заводчанин Эрика Фроста. Уволенный с завода, он планировал отбыть в США, но вместо этого поддался на уговоры Лок-Андерса Маттссона внедрить полученный опыт в своё дело. Так возникла торговая марка KJ Eriksson. Период 1920-х и 1930-х гг. был временем расцвета для производства ножей «Мора». Они уже прочно ассоциировались со Швецией, поэтому название страны прибавили к торговой марке (кроме того, законодательство некоторых стран требовало обязательное указание государства-производителя для импортных товаров). Кроме Frosts Knivfabrik и KJ Eriksson ножи данного типа выпускались и другими местными мастерами в небольших мастерских.
Почему фирменным цветом для рукояти ножей Mora считается красный? У этого тоже есть свой исторический фундамент. Рукояти первых партий ножей делали из обрезков дерева, шедшего на санное производство. Когда ножи стали узнаваемы, завод стал брать для рукоятей карельскую берёзу. Но её оказалось не так уж много для массового производства. Поэтому большинству ножей вернули обычную берёзовую рукоять. Чтобы сохранить красивый вид, заготовку начали перед покрытием лаком пропитывать, имитируя красное дерево. После от имитации отказались, но продолжали красить рукояти в красный цвет, делая различные его оттенки.
Название «Мора» фигурировало на ледорубах (марка «Mora-borren») ножевой фабрики Бад-Карла Андерссона, в 1961 году приобретённой KJ Eriksson. Новый владелец прежней торговой марки раскрутил производство так, что ледорубы стали всемирно известными (марки «Mora-Spiralen» и «Mora Drill»). В 1988 году KJ Eriksson приобрела треть акций ножевой фабрики Frosts, а позже превратила её в дочернюю компанию. В 2005 году общее производство ножей решили назвать Mora of Sweden, зарегистрировав три торговые марки: Morakniv, Frosts Mora и Mora ICE. Финишной точкой стал 2016 год, когда название компании изменилось на Morakniv AB. Фирма постоянно принимает участие в важнейших событиях ножевого мира. Например, в марте 2023 года она выезжала на очередную IWA Outdoor Classics (Нюрнберг, Германия), а в мае её можно было увидеть составе участников Стокгольмского фестиваля под открытым небом.
Примеры ножей Morakniv
Нож Morakniv Outdoor 2000 Anniversary Edition
Это пример классического рабочего ножа, чьё полное название (Outdoor 2000 130 Years Anniversary Stainless Steel Morakniv) отражает два юбилея: 130-летие фирмы и 30-летие выпуска модели Mora Outdoor 2000. Нож предназначен нести верную службу в руках охотника, рыболова и туриста, но подойдёт и в арсенал требовательного «выживальщика». Для клинка длиной 109 мм взята Sandvik 12C27 – нержавеющая сталь шведского происхождения. О классике здесь говорит и оформление пластиковой рукояти, чей узор напоминает кору дерева.
Нож Morakniv Fishing Comfort Fillet 155
Изображение рыбы на упаковке здесь неслучайно. Как известно, Швецию с востока и юга омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива, а на юго-западе расположены проливы Каттегат и Скагеррак. Среди жителей побережья издавна был распространён рыболовный промысел, поэтому перед нами нож, предназначенный для рыбаков. Его миссия – разделка филе. И её нож выполняет не только у походного костра, над которым закипает котелок с ухой, но и на вполне благоустроенной кухне. Клинок длиной 155 мм сделан из нержавеющей стали Sandvik 12C27 (твёрдость 56-58 HRC). Он достаточно гибок и долго остаётся острым. Для рукояти взят прорезиненный чёрный пластик с цветными вставками. Нож весом 99 грамм комплектуется оригинальными пластиковыми ножнами, позволяющие носить эту модель на поясе.
Нож Morakniv Scout 39 Safe Black
Перед нами традиционная рукоять Morakniv, выполненная из берёзы (только у этого ножа она окрашена в чёрный, а не красный цвет). Лезвие (всё та же нержавеющая 12C27) заточено гладко, что позволяет сделать аккуратные разрезы. Поэтому данный нож длиной 178 мм и весом 130 грамм подойдёт и для охотника, и для туриста, и для человека, отправившегося за грибами.
Клеймо Morakniv
Историческое клеймо Frosts Knivfabrik включает кроме имени основателя ещё название места производства и страны происхождения.
За время деятельности фирмы клеймо претерпевало изменения, но сохраняло практически все элементы: фамилия основателя (она же – название компании), указание города и страны.
Другая половинка будущей Morakniv AB – компания KJ Eriksson – конечно же, тоже имела собственное клеймо, которое совершенствовала год от года.
Когда компания в 2011 году праздновала 120-летие, к юбилею издали коллекционный альбом, где указали, какие клейма можно повстречать на шведских ножах типа Mora.
Менялось название компании, менялся и вид её торговой марки. Выше приведены логотипы в разные годы существования компании, но относящиеся уже к XXI веку.