Расцвет русской скульптуры начался со второй половины 18 века. Шла активная застройка в Москве и Петербурге, возводились усадьбы в их окрестностях. Скульптуры изготавливали для оформления зданий, создания садово-парковых ансамблей. Выдающихся скульпторов обучали в Академии художеств.
Бюст адмирала Павла Степановича Нахимова, скульптор Н.С. Баганов, 1970-1990 гг.
Завод возник на базе литейной мастерской, которая входила в состав Академии художеств. Качество продукции было на высоте, мастерская регулярно получала государственные заказы. Памятники отливали не только для столицы и ее пригородов, но и для других городов. Люди приходили в Литейный двор, чтобы посмотреть, как создаются шедевры: памятники Минину и Пожарскому, Кутузову, Барклаю-де-Толли, бронзовый декор Казанского собора и другие произведения.
Скульптура кабинетная "С.М. Киров", автор эталона В.И. Сычев, 1977 г.
К началу 20 века поток заказов стал постепенно иссякать, так как появилось много конкурентов — частных заводов. Былая слава вернулась к предприятию в начале 1920-х годов, оно стало называться «Монументскульптура». Литая скульптура стала еще одним средством политической пропаганды. В российских городах устанавливали памятники известным политическим деятелям, литераторам, ученым. Первым изготовили бюст Н.А. Некрасова (1922 г.).
Панно (плакетка) "Памятник фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому", 1970-1990 гг.
В годы Великой Отечественной войны предприятие не прекращало свою работу, хотя часть сотрудников ушла на фронт. Оставшиеся рабочие жили на заводе, защищая цеха от пожаров. Отливали корпуса для мин и гранат, изготавливали радиоаппаратуру, детали миноискателей. Уже в 1944 году приступили к восстановлению монументов, созданию мемориалов.
Скульптура "Медный всадник", автор модели Н.С. Баганов, 1979-1980 гг.
Особая гордость — восстановленная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву». Мастера работали, опираясь на архивные данные и фотографии, сделанные в довоенные времена. Открытие монумента приурочили к Дню танкиста. «Самсон» стал символом победы, восстановления разрушенного Ленинграда.
Скульптура «Укрощение коня человеком» (Аничков мост), автор модели Мурзин А.А., 1964 г.
Произведения, созданные на предприятии, устанавливали не только в российских, но и в зарубежных городах. В 1949 году в Берлине установили памятник русскому солдату-освободителю. В Европе существуют несколько сотен подобных монументов, но тот, который находится в Трептов-парке, самый выразительный, непарадный, человечный. По первоначальному замыслу постамент должна была занимать фигура не простого воина, а И.В. Сталина, держащего в руках глобус как символ освобожденного мира.
Бюст «Владимир Ильич Ленин», скульптор Н.А.Теплов, 1977-1980 гг.
Сейчас «Монументскульптура» сохраняет в своих творениях традиции классической школы, сочетая их с современными технологиями. Среди коллекционеров пользуются спросом кабинетные скульптуры, бюсты, панно.
Панно (плакетка) "Смольный", медная пластика, 1970-1990 гг.