Если речь заходит об элитных письменных принадлежностях, то многие сразу вспоминают ручку «Паркер» с золотым пером, ставшую даже не атрибутом, а символом пишущей братии. Однако кроме «Паркера» существует достаточно брендов, чувствующих себя уверенно на острие пера в мире модным аксессуаров. Одним из таких брендов давно уже стала итальянская компания Montegrappa.
Эволюция фирмы Montegrappa
Годом основания фирмы считается 1912-й, когда в небольшом городке Бассано-дель-Граппа австрийцы Эдвига Хоффман и Генрих Хелм создали компанию «Manifattura pennini d'oro e penne stilografiche» («Производитель золотых перьев и перьевых ручек»). В регионе шёл период перехода населения от традиционной сельскохозяйственной деятельности к работе на небольших фабриках, производивших предметы быта нового времени. Письменные принадлежности всё больше входили и в делопроизводство, и в домашний обиход. Только что созданная фирма стала первым итальянским производителем ручек.
К началу Первой мировой войны компания, тогда уже звавшаяся ELMO, получает большой государственный заказ на поставку ручек, так как Бассано-дель-Граппа находится вблизи фронта, и тут пройдут важные сражения. Ручки «Элмо» быстро распространились по итальянской армии. На руку компании сыграли воспоминания Эрнеста Хемингуэя и Джона Доса Пассоса, которые, будучи водителями скорой помощи в санитарных подразделениях, ещё выполняли и роль военных корреспондентов. Их репортажи записывались ручками ELMO (этот факт сыграл потом большое значение в деле продвижения торговой марки).
Получая существенную прибыль от продажи письменных принадлежностей, фабрика заметно расширилась, а в 1922 году даже переехала в новую штаб-квартиру. Три года спустя прибыльный бизнес перекупают Алессандро Марзотто и Доменико Манеа. Именно они дают фирме название, сделавшее торговую марку знаменитой. «Монтеграппа» (в переводе с итальянского «Виноградная гора») – одна из вершин, создающих характерный рельеф местности близ Бассано-дель-Граппа. Первый расцвет компании пришёлся на 1930-е гг. В это время верхом совершенства было иметь при себе изящную перьевую ручку, тогда как макание обычного пера в чернильницу хотя и оставалось обыденностью, но уже казалось чем-то архаичным. «Монтеграппа» быстро поняла преимущество целлулоида и освоила выпуск большого количества недорогих ручек различных цветов. Другим материалом для ручек стал галалит. Появляются первые дизайнерские модели, которые впоследствии станут предметом коллекционирования.
В 1946 году большой пожар уничтожил запасы целлулоида. Казалось, история фирмы подошла к концу, так как имеющиеся в распоряжении компании финансы не могли покрыть цикл новой закупки материала, выпуска ручек и их реализации. Требовалось решение, обеспечивающее быструю прибыль при минимальном производственном цикле. Выход нашли в создании ручек из драгоценных металлов. Продукция Montegrappa выходит на рынок эксклюзивных предметов, где начинает соперничать с другим «горным» брендом – немецкой компанией Montblanc. Постепенно к производству ручек добавляют выпуск аксессуаров к ним и наручные часы. Тем не менее, бизнес идёт с большими трудностями, поэтому компания переходит в собственность семьи Акила (Aquila). Кроме ручек начинается выпуск часов, а также мелких аксессуаров, в которых большую часть занимают запонки.
Три поколения семьи – Леопольдо Акила, начинавший путь к вершинам бизнеса с должности продавца ручек, его сын Джанфранко Акила и его внук Джузеппе Акила – сыграли важнейшую роль в закреплении бренда на международной арене. В 2000 году бизнес переходит к Richemont Group, где брендом управляет сначала Cartier, а затем и прямой конкурент «Монтеграппы» Montblanc, но в 2009 году семья Акила выкупает торговую марку обратно. Для узнаваемости фирма не просто заключает контракты с известными людьми, делая их своим «лицом». Знаменитый киноактёр Сильвестр Сталлоне, а также известный автогонщик Жан Алези входят в состав правления и занимаются связями с общественностью.
В декабре 2003 года бренд поразил весь мир, выпустив самую дорогую ручку в мире, стоимостью в миллион евро (впоследствии этот рекорд был перекрыт). Оформление, куда вошли кристаллами Baccarat и бриллиантами общим весом около 48 карат, придумано художником Давидом Монтальто ди Фрагнито. Основным материалом восьмигранной модели Montegrappa Peace Pen выступила платина, а на пере выгравировали символ мира - голубя. В честь векового юбилея, который торговая марка отмечала в 2012 году, появилась целая коллекция элитных перьевых ручек «Centennial Dragon», среди которых тоже имеется позиция ценой в миллион долларов США с удивительным четырёхгранным навершием.
В новейшую историю России бренд Montegrappa вписан уже тем, что, символически передавая правление самой большой страной в мире уходящий президент Борис Ельцин вручил своему преемнику Владимиру Путину ручку «Дракон». В бытность, когда должность Президента России занимал Дмитрий Медведев, в его руках можно было заметить модель Montegrappa Extra 1930, которой подписывался ряд официальных бумаг.
Примеры ограниченных выпусков ручек Montegrappa
Знакомство с героями DC Comics Монтеграппа рекомендует начать с Готэм-сити и его главного защитника – Бэтмена. Окружающие супергероя технологии воплощает ручка из высококачественного титана и покрытая черненой латунью. Кажется, что именно она берёт на себя управление бэтмобилем, когда тот попадает в сложную ситуацию. Корпус ручки вытачивают станки с числовым программным управлением. Эта модель может послужить отправной точкой для целой коллекции ручек, посвящённых другим героям этой вселенной.
Знаки Зодиака притягивают внимание на протяжении многих веков, как нечто, способное вершить судьбу. Для каждого из знаков Montegrappa разработала собственное цветовое оформление. Отыскать символ можно на колпачке. Здесь каждый решает сам, ограничится ли он лишь своим знаком или соберёт полную коллекцию.
Montegrappa никогда не проходит мимо событий, вызвавших отклик во всём мире. Когда-то именно таким событием стал выход на большие экраны фильма «Властелин колец». Его тревожную атмосферу отлично отражает модель «Око Саурона», в корпусе которой легко можно опознать контуры зловещей цитадели Тёмного повелителя. Оформление украшает эльфийский кинжал, который носил Фродо. Но главным элементом здесь стало Кольцо Всевластия, которое не только можно снять с корпуса, но и надеть на палец (при подходящем размере пальца, конечно же). И «Око Саурона» - не единственная ручка, посвящённая миру Толкиена.
Особенности клеймения Montegrappa
Тем, кто желает поймать историческую ручку, вышедшую до того, как фирма обрела своё современное название, следует ориентироваться на прежнее имя «ELMO». Как исторический артефакт, они ценятся у коллекционеров, хотя оформлением и не затмевают последние модели.
Изделия Montegrappa несут на себе название фирмы, выполненные характерным наклонным шрифтом. Однако при идентификации особо ценных моделей следует внимательно изучить каталог, где указаны точные размеры ручки. Иначе есть шанс нарваться на подделку.
Если материалом ручки послужили драгоценные металлы, то на них ставятся пробирные клейма. Например, для серебра 925-й пробы им будет число «925», заключённое в овал. Ему сопутствует клеймо ювелирного дома Montegrappa (например, «✩1140MI»). Оно разнится в зависимости от периода выпуска, так как маркой владели разные лица, заказывая проверку в различных ювелирных гильдиях:
- 1055 VI — клеймо Виченцы (Vicenza), когда маркой владела семья Aquila до передачи её Richemont
- 1140 MI — клеймо Милана, когда маркой распоряжалась группа Richemont (2000–2009 гг.)
- 2670 VI — клеймо Виченцы (Vicenza), когда марка вернулась семье Aquila (с 2009 года)