Существовало ли в ГДР столько автомобильных заводов, сколько в ней было фирм по производству миниатюрных моделей автомобилей? Но если история таких «монстров», как ESPEWE или PERMOT, изучена достаточно хорошо, то почти неизвестными до сих пор остаются детали деятельности небольших компаний. Одна из них – MK modelle (впоследствии VEB Modell-Konstrukt Leipzig).
История компании MK modelle
В 1949 году граница между Восточной и Западной Германиями становилась всё ощутимее. Но в восточной части разделённой страны, где начали строить социализм, оставалось немало людей, которые думали, что бизнес можно продолжать по старым правилам. Одним из них был Макс Крэтцер, в 1949 году основавший компанию Max Krätzer, Muster und Modellbau. Компания, задумывавшаяся, как семейный бизнес, располагалась в Текле (Thekla) – пригороде Лейпцига по адресу Plösener Straße, 8.
Главное направление бизнеса – пластиковые модели автомобилей, которые неожиданно стали весьма популярны и начали распространяться по всей стране. Маленькая фирмочка постепенно разрослась в мануфактуру, где работало 120 человек. Ассортимент включал множество машинок под торговой маркой MK modelle от первой модели Wartburg 1898 года до Dixi Landaulet. По воспоминаниям, ежегодная прибыль компании в начале 1970-х гг. составляла 3 000 000 восточногерманских марок.
Но именно на этот период в ГДР пришёлся процесс укрупнения, когда небольшие компании с частным управлением объединялись в огромные комбинаты Volkseigener Betrieb или VEB (народное предприятие). Макс Кратцер и тут подумал, что каким-то образом бизнес можно будет продолжить, однако представители власти разрушили его планы. Национализацию объявили неизбежной, так как, по мнению властей, в ином случае Кратцер получал бы лазейку уклонения от налогов.
Так MK modelle (или Krätzer & Sohn) оказалась в числе десяти тысяч частных компаний, попавших под укрупнение. Средства производства забирали в пользу государства, но бывшим владельцам выплачивалась компенсация. Другое дело, что из суммы, перечисленной на счёт, нельзя было забирать более 20 000 марок ГДР в год.
Деятельность VEB Modell-Konstrukt Leipzig
Новое руководство, получив в распоряжение не только оборудование, но и все технологические наработки от прежних владельцев, существенно расширило ассортимент, перейдя от моделей автомобилей к большому спектру изделий из пластмассы.
Модели в ряде случаев продолжали выпускаться под старым названием компании – MK modelle. Возможной причиной мог послужить большой запас инструкций по сборке для составных автомобилей и упаковок для прочих моделей. Относительно сборных моделей, которые продавались не только внутри страны, но и шли на экспорт по линии СЭВ, исследователи датируют период выпуска с 1972 по 1982 год, однако признают, что ряд предметов не имеет достоверной датировки и мог выпускать за пределами этого периода.
Машинка игрушечная «Седельный тягач» (масштаб 1:120)
Поставлялись такие модели и Советский Союз. Чаще всего их можно было обнаружить в московском «Детском мире». Мальчишки, имевшие такие автомобили, отмечали удивительную их особенность: если светлая пластмасса на советских машинках постепенно желтела, то на продукции ГДР она очень долгое время оставалась белоснежной. Привыкшие к обычным автомобильчикам дети порой очень расстраивались, когда в коробке оказывалась не готовая машина, а лишь набор для её сборки. Видимо этим объясняется, что на ряде сохранившихся коробок обнаружены надписи «для склейки» или «для склеивания», нанесённые карандашом вручную.
Для взрослых VEB Modell-Konstrukt Leipzig выпускала ряд пластмассовых изделий, несложной конструкции, ряд которых тоже можно назвать сборными. На снимке выше для примера приведены пластмассовые рамки для диапозитивов. Отрезанный кадр обращаемой (позитивной) плёнки располагали на одной половине, а вторую накладывали сверху и со щелчком соединяли. Такой вид хранения был надёжнее картонных рамок, но надо признать, что при большом количестве слайдов в пластмассовых рамках общий их вес был куда больше, чем такое же число диапозитивов в картонных.
Выпускались агрегаты и посложнее. Выше показан диаскоп «Malirex» в пластиковом исполнении производства VEB Modellkonstrukt Leipzig. Продавался он за 31,90 восточногерманской марки. В комплект входила инструкция по эксплуатации и картонная упаковка. Сейчас его можно увидеть в берлинском Музее ГДР, детально показывающем жизнь и быт жителей Восточной Германии социалистического периода.
Возвращаясь к детским товарам, отметим яркий комплект «Kleine Stadt» («Маленький город»), владелец которого из пластиковых деталей мог собрать небольшой городской квартал. Любителям миниатюрной железной дороги «ВЭБ Моделл-конструкт Лейпциг» знаком по моделям вагонов для колеи ТТ. Несмотря на то, что товар хорошо расходился, положение на самой фабрике нельзя было назвать улучшающимся. «Если мы получали прибыль в сто марок, - вспоминали работники мануфактуры то время, - в кассе оставалось лишь три». Народная власть считала, что поступления в казну первоочерёдно следовало тратить на промышленные предприятия, а не на игрушки. Поэтому производство пришло в упадок ещё до объединения Германии. Датой окончания деятельности компании в нескольких источниках указан 1989 год. Однако сейчас изделия MK modelle и VEB Modell-konstrukt Leipzig часто разыскиваются коллекционерами, ведь отдельные позиции уже довольно редки.
Маркировка предметов MK modelle и VEB Modell-Konstrukt Leipzig
В настоящее время существует фирма «MK model» (без буквы «е» в конце названия), также занимающаяся производством миниатюрных моделей транспорта (легковые автомобили, автобусы и грузовики). Однако это чешская компания, и каких-то связей с исчезнувшей немецкой фирмой она не демонстрирует. Кроме собственных разработок она продаёт модели таких известных брендов, как Hachette, Amercom и DeAgostini.