История Минского фарфорового завода отсчитывается с 1883 года. Тогда в Минске на месте глиняного месторождения промышленник по фамилии Поляк открыл изразцово-гончарное производство. Завод начал выпуск декоративных изразцов и бытовой керамики. Созданные в те годы изразцовые печи, камины и фасады домов говорят о высоком художественном уровне и качестве работы минских мастеров.
Советский период МФЗ
После Октябрьской революции, в 1920 году управление национализированным предприятием перешло в руки Минского городского совета рабочих и солдатских депутатов. Считается, что после этого производство начало усиленно расширяться: появились новые цеха, дополнительные помещения, ручной труд частично был автоматизирован.
Сервиз чайный на шесть персон, фарфор, люстр, Минский фарфоровый завод, БССР, 1968-1983 гг.
В конце 30-х годов ХХ века завод вошел в состав Областного управления легкой промышленности. В годы Великой отечественной войны предприятие сильно пострадало, так как оставалось на оккупированной территории. После завершения войны производство нужно было восстанавливать практически с нуля: пострадало как само здание, так и производственные мощности. И все же завод начал свою работу уже в 1946 году. Тогда было запущено производство изразцов и кафелей. Предприятие выпускало в год более 500 тысяч изделий. Обновилась и производственная база: в начале 50-х годов внедрили горн и мощный газогенератор, благодаря чему обжиг стал гораздо качественнее.
В 1951 году предприятие получило новое наименование - Минский фарфорово-фаянсовый завод (МФФЗ). Тогда же началось экспериментальное производство изделий мелкой пластики. За их основу брали продукцию других заводов, чаще всего Дулёво и Канаково. В марте 1961 года название сокращается до «Минский фарфоровый завод» (МФЗ).
Статуэтка "Девочка кормит кур", фарфор, роспись, золочение, Минский фарфорово-фаянсовый завод, скульптор Н. Малышева, БССР, 1952-1957 гг.
В 1962 году к продукции промышленного назначения, которую изготавливали на предприятии, добавилось производство посуды. Завод стал выпускать столовые сервизы, чайные пары, предметы декора: скульптуру и вазы. Развитием художественной линии занимался художественный отдел. Его сотрудники (скульпторы, керамисты, художники по росписи) разрабатывали новые формы изделий и рисунков росписи. С этого времени постепенно складывается неповторимый стиль белорусского фарфора. Его изделия отличались высоким качеством и художественным вкусом. Декоративную скульптуру мастера создавали и расписывали вручную. Для изделий периода 50-70-х годов характерен национальный колорит и умеренная цветовая палитра. Продукция того времени отличалась самобытностью, в скульптуре появился ряд излюбленных персонажей.
Набор из штофа и 3 стопок "Гусыня", фарфор, крытье, люстр, Минский фарфоровый завод, СССР, 1965-1968 гг.
Одновременно с декоративной скульптурой и столовым фарфором завод выпускал мозаичные панно, которые заняли важное место в истории прикладного искусства.
Белорусские мозаичные панно украсили значительную часть домов культуры и других общественных организаций Белоруссии и союзных республик.
Кувшин "Виноград", фарфор, роспись, кобальт, золочение, Минский фарфоровый завод, СССР, 1968-1983 гг.
В 70-е годы на предприятии появились новые производственные линии: началось производство мозаичных стеклоплиток, был открыт живописно-сортировочный цех. В ассортимент завода входило более 600 различных наименований. В 1983 году Минский фарфоровый завод был удостоен ордена «Знак почета». В марте 1994 года предприятие поменяло форму собственности на ОАО. В дальнейшем история завода складывалась непросто: много лет он работал в убыток и в 2009 году был полностью закрыт.
Статуэтка "Юный футболист" (Динамовец), автор З. Улсте, фарфор, роспись, Минский фарфоровый завод, СССР, 1960-1980 гг.