Ножевым промыслом в японском городе Секи вряд ли можно кого поразить. Фирм, производящих ножи, тут не меньше, чем в российской Ворсме, а традиции металлообработки и того древнее. Тем удивительнее, что здесь выпускают ножи, не похожие на дешёвое массовое производство, а вплотную приближающиеся к изящным кастомным моделям. Впрочем, само название бренда MCUSTA уже отсылает нас именно к кастомному направлению. А девиз, выбранный компанией – Always Pioneers – понравился бы и советской пионерии прошлого столетия.
История бренда
Компания-владелец торговой марки MCUSTA основана в 1964 году (ранее Ясухиса Хасэгава упоминал, что это произошло на год позже). На тот момент один мощный бренд дал большой заказ крупному производителю на выпуск миксеров. Так как в конструкцию миксера входят измельчающие лезвия, исполнитель начал поиск субподрядчика. За эту работу не побоялся взяться Сёдзи Хасэгава. Эти лезвия и стали первым заказом его компании. В 1966 году она получила имя Marusho Industry. Известность компания обрела при помощи ножниц Silky, которые производит уже более полувека. Чтобы обеспечить полный цикл производства, компании пришлось постоянно наращивать оборудование, закупая целые линии. В число технологических операций постепенно вошли полноценная металлообработка, холодная ковка и даже высокоскоростная лазерная обработка нержавеющей стали. В 1983 году компания стала корпорацией, превратившись в Marusho Industry, Inc. (Marusho Kogyo, читается как «Марусёкогё»).
Ножницы Silky нашли своего покупателя, и объём выпуска постоянно рос. Ежедневно фабрика производила более 10 000 единиц товара, при этом 60% приходилось на зарубежные поставки. «Мы верим в сохранение полного контроля над производственным процессом, привнося во все продукты гордость и традиции, передаваемые нашим мастерам через поколения японских кузнецов», - этими словами определял миссию компании Ясухиса Хасэгава, когда занимал должность её генерального директора. В последнее десятилетие ХХ века в Японию массово хлынули металлоизделия из соседнего Китая. Поэтому Marusho Industry решила расширить направления своей деятельности, не бросая ножницы, но дополняя их чем-то, очень востребованном и на внутреннем рынке Японии, и за её пределами. В первую очередь выбор компании пал на складные ножи.
Для этого в 2000 году создали торговую марку MCUSTA. В её название заложили будущую стратегию производства, так как его раскрывают, как «Man, Machine, Custom». Первая часть – это человеческий фактор, то есть ручной труд мастеров. Вторая часть – техническое оснащение фабрики. Объединившись, они создают третью часть – высокий уровень авторских изделий. То есть концепция выросла из идеи создавать на фабрике ножи, которые и по качеству, и внешне будут не хуже дорогих кастомных ножей. Это удивило остальные ножевые компании, концентрация которых в городе Секи, считающегося одной из ножевых столиц Японии, достаточно высока. Но большинство из них – это уровень ОЕМ-производства (поставка ножей или их элементов чужим брендам), а тут замах на высший класс. Ясухиса Хасэгава спроектировал 80% моделей ножей MCUSTA, а конструкция остальных тоже разработана сотрудниками Marusho Industry.
Клинки первых моделей были сделаны из твердой стали VG-10 (разработка Takefu Special Steels), дамаска или трёхслойного материала, основу которого составляла всё та же VG-10, а красоту придавали дамасские обкладки. Впоследствии также стали работать с японскими сталями AUS8 и SPG2. Так как ножам нужен дорогой вид, то придирчиво относились к выбору материала для рукоятей. Кроме анодированного алюминия используют дерево ценных пород и даже кожу ската. Блеснуть на мировом уровне ножам MCUSTA впервые удалось в 2005 году на престижной выставке Shot Show. Через год, вдохновлённый успехом складных ножей Ясухиса Хасэгава запустил линию кухонных ножей ZANMAI.
На момент создания обзора компанией руководит Томохиро Хасэгава, который ещё достаточно молод, поэтому может планировать работу Marusho Industry на десятилетия вперёд. В интервью Томохиро Хасэгава сказал, что ежемесячный объём выпуска – около тысячи ножей, где кухонные и складные распределяются примерно поровну. Серия складных ножей включает 200-300 экземпляров. Кроме того, существуют ещё лимитированные номерные серии. Сейчас дизайн по-прежнему проектирует внутренняя команда, и он утверждается главой компании, если соответствует его представлению о хорошем ноже. Хотя первые модели в чём-то подражали американским аналогам, теперь при разработке элементов ножа MCUSTA стараются передать дух старинной и современной Японии.
Примеры ножей MCUSTA
«Stingray» в переводе с английского – это скат. Исходя из перевода, вряд ли кого удивит, что рукоять этой модели имеет вставку из кожи ската. Клинок длиной 85 мм – простая VG-10 без обкладок из дамаска, закалённая до твёрдости 58-60 HRC и на финальной стадии прошедшая сатинирование. С виду чёрная рукоять кажется привычным полимером, но здесь анодированный алюминий. Кожа ската в виде вытянутой буквы «М» имеет четыре версии, поэтому даже из одной этой модели можно собрать мини-коллекцию. На ноже присутствует клипса, но ни переставить её, ни даже снять невозможно – это элемент конструкции рукояти. Быстрое раскрытие ножа обеспечивает двусторонний шпенёк на клинке, а безопасную работу – замок типа Liner-Lock. Нож позиционируется в качестве EDC (Every Day Carry), чему соответствует и его вес в 95 грамм.
Это не просто нож, а ещё и зажим для банкнот. В раскрытом виде его длина составляет 120 мм. Клинок длиной 50 мм выполнен из стали марки AUS8. Рукоять – тоже сталь, но уже марка 420J2 (японский модифицированный вариант стали 420). Ножи собраны в серию, на каждой из моделей которой размещён герб известного рода Японии (камон). В данном случае мы видим герб могущественного клана Токугава – цветок мальвы, олицетворяющий долговечность. Весит такой нож всего 55 грамм.
MCUSTA – это не только фолдеры. Выше показан нож с фиксированным клинком из лимитированной номерной партии в 90 экземпляров. Рукоять любого из ножей имеет либо красные тона, либо преимущественно зелёные, как у экземпляра выше. Нож выполнен из стали марки San Mai. Это японская трёхслойная сталь, основу которой составляет уже знакомая нам VG-10, а обкладки сделаны из более мягких сортов. На них методом глубокой кислотной гравировки нанесён неповторимый рисунок. Инкрустация в выемку рукояти, составляющей с лезвием единое целое, сделана из стабилизированного дерева с отделкой под драгоценный камень. Нижняя часть рукояти имеет волнистую форму. Общая длина ножа составляет 18 см, из них на лезвие приходится 8,57 см.
Маркировка и клеймо ножей MCUSTA
Название компании выполнено шрифтом, в каждой букве которого можно найти свои особенности. Например, «А» потеряла горизонталь, буква «C» соединена с «U», а на таком же соединении между «S» и «T» виден разрез. В таком же виде логотип переносится на клинок в виде клейма.
Несмотря на то, что кухонные ножи ZANMAI также имеют в составе клейма указание MCUSTA, а ранее позиционировались руководством компании как часть этой торговой марки, сейчас это самостоятельное направление. Оно считается отдельным брендом и обособлено от складных ножей. Развитие бренда ZANMAI осуществляется через созданный для него сайт.