Первобытным топорам, найденным в Скандинавии, около 600 000 лет. Этим орудием пользовались Homo heidelbergensis – предшественники неандертальцев. Топор облегчал работу и становился грозным оружием при нападении врагов. В нём видели не только верного и постоянного спутника, но и вместилище таинственных сил. Например, аксиномантия – это гадание с помощью топора, ушедшее в народ из практик персидского мага Остана. Топор прочно прописался в скандинавской и славянской мифологиях. Возродить мистическую роль топора взялась Мастерская «БлагоДарствие», ныне известная, как «Секира Родослава».
История бренда
В основе производства, расположенном в частном доме пригорода Краснодара, лежит деятельность Михаила Владимировича Короленко, взявшего себе звучное имя Родослав. Главным её направлением стало художественное оформление топоров, превращение их в некий атрибут силы и домашний оберег.
Первые шаги в ремесле начались у Михаила с резьбы по дереву. Освоив изготовление посуды и других деревянных предметов, Михаил заинтересовался металлом. Выбор пал на топор, так как этот предмет неразрывно связан с духом древних славян и зачастую является атрибутом их богов. Первый свой топор Михаил сделал в 2015 году. На первых порах у него еженедельно получался всего один топор. Или пара. Когда изделия обрели популярность, а число заказов возросло, Михаил задумался о расширении производства. Однако помощника в ремесле отыскать было не так-то просто. Только «Курс молодого бойца» при обучении изготовлению топоров занимает примерно три месяца.
Мастерская «БлагоДарствие» - это первое название, которое дали производству, которое объединило несколько направлений, связанных со славянской мифологией, включая одежду «Дух Предков», а также малую скульптуру из белой и тёмной глины или дерева. «Секира Родослава» - это направление Мастерской «БлагоДарствие», непосредственно посвящённое древним топорам. Со временем сотрудничество с остальными мастерами прекратилось, и оставшееся производство превратилось в семейный бизнес по художественной обработке металла и дерева.
Так как «БлагоДарствие» - это всё же не кузница, поставки топоров идут от разных мастеров. Михаил предпочитает заниматься топорами из кованой стали марки 60Г, на которых травлением создаются удивительные рисунки. Опыт в резьбе помог с оформлением топорища. Обработка рукояток в мастерской ведётся как вручную, так и станками с числовым-программным управлением. «Самое тяжелое, не обработка, - признаётся Михаил, - а задумка и воплощение её в эскиз. Чтобы получилось своё, а не скопированное по где-то увиденному». На вопрос, не добавится ли у мастерской ножевое направление, Михаил заметил, что ещё не до конца изучил возможности топоров. Однако он не исключил создания серии коллекционных и подарочных ножей с художественной обработкой.
В активе Мастерской «БлагоДарствие» (в том числе и под названием «Секира Родослава») награды всевозможных российских выставок оружия и товаров для охоты («ORЁLEXPO», «Клинок» и др.). Например, выше показана композиция «Громовержец», победившая на конкурсе выставки «Клинок» в номинации «Оружие в интерьере».
Топоры «Секиры Родослава» (мастерская «БлагоДарствие»)
Образ Велеса встречается на топорах мастерской достаточно часто. И «Вещий» как раз из числа таких топоров. Название отсылает нас к волхвам, которые почитали Велеса как хранителя тайного знания и сокровенной мудрости за своего главу. Двойственность природы металла и дерева как нельзя лучше подчёркивает двойственность самого Велеса, который одновременно властвовал над живой природой и управлял нижним миром, куда отправлялись мёртвые. Впрочем, Велес покровительствовал и живым путникам, считаясь богом дорог и развилок. Художественное оформление металла выражает эту двойственность рисунком, где узор соединяет образ старца и образ ворона. И птица, и старец – это воплощение мудрости, а ворон к тому же ещё и проводник между миром живых и миром мёртвых. Рисунок есть и на топорище, выполненном из берёзы.
Слово «Агисхьяльм», которое и не всякий язык выговорит, открывает нам один из самых древнейших скандинавских символов Шлем Ужаса. Наиболее популярен он был у воинов, так как дарил неуязвимость и наводил сильную боязнь на врагов. В деревнях этот оберег служил защитой от скандалов, помогая решить споры и конфликты в свою пользу. Классический вариант символа – это руны Альгиз, расходящиеся из общего центра. Также можно увидеть схожесть с двумя крестами, наложенными друг на друга. У этого символа нет единого исполнения, так как версии его изображения часто считаются экспериментами по усилению или изменению его свойств. Стилизованный Агисхьяльм – центральный элемент композиции топора. Но его плетёным узором, нанесённым травлением, обвивает дракон. Кроме общеизвестной битвы Сигурда с драконом Фафниром это ещё и символ власти, мудрости, а также магической мощи. При весе 800-900 грамм длина «Агисхьяльма» сорок сантиметров, а его режущая кромка достигает десяти сантиметров.
Берсерки пришли в мировую культуру из древней германо-скандинавской мифологии, где этим словом называли могучих воинов в медвежьих шкурах, сражающихся неистово, будто впадая в бешенство, а после битвы тут же засыпающие, отдав все силы схватке. Во время нашествия монголо-татар не меньшую, чем у скандинавских берсерков, славу снискал Евпатий Коловрат, павший в жесточайшей битве с намного превосходящим в числе противником. Несмотря на грозное, воинственное название, «Берсерк» пригодится и в качестве надёжного валочного топора. Тем не менее, это коллекционное изделие и всё же больше подарочный топор, чем ежедневный инструмент лесоруба. Рукоять длиной 900 мм выполнена из американского ореха и украшена ручной резьбой. Часть её обмотана натуральной кожей для лучшего сцепления с руками.
Среди других изделий Мастерской «БлагоДарствие» выделяется изысканно оформленный молот. Из мифов Скандинавии пришёл могучий Мьёльнир («Сокрушитель») – грозное оружие бога Тора, способное сразить любого великана. Со скандинавским богом грома данный молот связывает трикветр (один из символов Тора, а также древний орнаментальный и сакральный символ народов центральной и северной Европы). В русских сказках молот чаще выступает орудием труда кузнеца, символизируя крепость и активное начало преобразователя и творца (что и представляет процесс ковки). Буковая рукоять длиной полметра также имеет фрагментарную обмотку натуральной кожей. Её украшает ручная резьба.
Эмблема Мастерской «БлагоДарствие»
В фирменной эмблеме Михаил символически постарался показать все направления мастерской. Славянские символы олицетворяют его художественные композиции. Родовое дерево показывает связь со славянскими корнями и с одеждой «Дух Предков», а лики богов, проступающие на стволе, это мифологические сюжеты, служащие основой его творчества. А элемент в нижней половине круга можно посчитать как ладьёй, так и лезвием топора.
Эмблема, выбранная для «Секиры Родослава», конечно же, не обошлась без топоров (их тут целых два), со славянскими корнями тут прослеживается связь через шрифт, которым выполнено имя, и через щит с изображением солярного символа, в который превращена буква «О». Но нашлась и отсылка к прежним временам в виде указания «МАСТЕРСКАЯ БЛАГОДАРСТВИЕ».