Рабочий нож – это инструмент для ежедневного использования, который молчаливо сносит превратности судьбы, терпеливо дожидаясь очередной заточки. Но в мире авторских ножей обязательно присутствуют экземпляры, клинок которых невыносимо применить в быту, настолько хороша их отделка. Такие ножи украшают музейные витрины и частные коллекции. Немало подобных ножей вышло из Арт-Мастерской Жигжита Баясхаланова.
История Арт-Мастерской Баясхаланова
Будущий мастер великолепных ножей Жигжит Баясхаланов появился на свет в Бурятии в 1985 году. Последующие два десятилетия прошли у Жигжита в родной республике, где он закончил в Улан-Удэ учебное заведение. В 2004 году Баясхаланов перебрался в город на Неве, где создал собственную мастерскую. Изделия Баясхаланова, появлявшиеся на выставках, критики характеризовали, как сплетение традиционной культуры бурятского народа с современными веяниями искусства и моды, где формообразование происходит лишь работой с силуэтом. Благодаря этому тяжёлые сплавы начинают выглядеть легко и гибко.
На внутрироссийских экспозициях любители ножевого искусства могли увидеть работы Баясхаланова в Государственном Эрмитаже, а также Выставочном центре «Гостиный двор» и Государственном музее-заповеднике «Московский Кремль». За рубежом произведения Жигжита Баясхаланова экспонировались на таких площадках, как Международная выставка вооружений Coutellia (Тьер, Франция), THE CIC Knife Show (Милан, Италия), Международная выставка вооружений «FICX Paris» (Париж, Франция), а также Музей изящных искусств (Улан-Батор, Монголия).
Как говорит сам мастер, каждая его работа начинается, как книга, с замысла. Именно поэтому декоративную отделку ножа можно воспринимать как сюжет уже существующего или ещё ненаписанного бурятского эпоса, сложенный из элементов традиционной бурятской символики и орнаментальных мотивов национального бурятского костюма. Основам ювелирного дела Баясхаланов научился у своего отца, отдавшего этому занятию много лет. В мастерской Жигжита Баясхаланова кроме него самого трудится ещё ряд творческих людей, каждый из которых сам стал неповторимым самобытным мастером в деле создания ножей или скульптур. Представительства Арт-Мастерской Баясхаланова работают в Улан-Удэ и Москве.
Во второй половине 2010-х гг. Арт-Мастерской Баясхаланова поручили разработать и сделать медали Одиннадцатого чемпионата мира по боксу среди женщин. Художественные изделия Арт-Мастерской побывали на международных выставках в Казахстане, Германии и Китае. В рамках проекта «Трансформация» Жигжит Баясхаланов показал не только свои бронзовые работы, но и взялся изваять из мрамора голову белого быка, примерно 1,5-2 метра высотой, работая прямо на мраморном карьере в Бугульдейке. Тем не менее, увлечение мрамором и бронзой не мешает Баясхаланову оставаться в рядах российских оружейников. «Оружейная тема всегда будет со мной, - заверил Жигжит, - именно она даёт мне возможность заниматься другими видами творчества».
Предметы творчества Арт-Мастерской Баясхаланова
Авторские ножи Жигжита Баясхаланова могут быть как индивидуальными изделиям, так и составляющей определённой коллекции. Например, ножи «Орёл», «Носорог», «Тигр», «Медведь», «Козёл», «Волк» и «Танто» входят в коллекцию «Равновесие». «Танто» (в переводе с японского «короткий меч») – это отсылка к минимализму, облагораживающему японское оружейное искусство. В комплект к коллекционным экземплярам входит подставка, напоминающая гарду японского меча цуба с парой отверстий, куда вставляются когатана (миниатюрный нож) и когай (особая шпилька).
Остальные представители «Равновесия» выполнены в силуэтном стиле, прославившем мастера. Навершие любого из них показывают голову зверя или птицы, ставших названием ножа. Однако смысл композиции навершия ещё и отражает скрытую суть представителя мира животных. Например, в образе волка мастер хотел показать признаки глубокого ума и чуткой интуиции, а орёл символизирует небесного посланника, воина и друга богов. Каждому ножу здесь также сопутствует подставка в виде гарды, на которой он балансирует (из-за чего серия и обрела своё название).
Предметы Арт-Мастерской Баясхаланова смело можно назвать произведениями ювелирного искусства: настолько изящна их отделка, будто над ними трудился не просто ювелир, а волшебник. Это ощущение усиливается, если начать рассматривать фрагменты декора, постигая их скрытые тайны. Например, накладки ножен показанного выше ножа «Буддийский» имеют рисунок бесконечного узла, которому сопутствуют изображение зонта и лика величия. Нож можно воспринимать в качестве оберега, так как изображение зонта – это символ, защищающий от пагубных влияний и земных страстей. Подобным образом можно разложить и символику ножевого навершия, декорированного сапфирами и гранатами.
Ножи Арт-Мастерской Баясхаланова порой превращаются в элементы необыкновенной настольной композиции. Выше приведена одна из них – «Юная невеста». Лёгкое движение, и острый клинок визуально исчезнет, а его богато изукрашенная рукоятка мигом превратится в часть свадебного наряда девушки. Но всегда можно поставить нож так, чтобы его лезвие продолжало оставаться на виду.
Неповторимое «силуэтное» видение, которое и составляет авторский стиль Жигжита Баясхаланова, воплотилось и в большинстве его скульптур. В русских сказках и былинах главному герою порой нет лучшего друга, чем его верный конь. Но и для бурятского народа лошадь имеет не меньшее значение, являясь спутником человека на протяжении многих веков. Неудивительно, что со страниц народных сказок, эпосов и песен конь «перекочевал» и в бронзу. В скульптуре «Метель» мастер хотел показать противостояние коня и жестокой природной стихии. Но для зрителя всегда останется загадкой, что же развевается перед напряжённой лошадиной мордой: порывы, несущие колючий снег, или яростно взметнувшаяся грива.
Клеймо Арт-Мастерской Баясхаланова
Эмблемой Арт-Мастерской является стилизованная латинская буква «В», чья вертикаль одновременно является ножом. Буква находится внутри окружности, составленной из ромбов. В таком же виде на клинок наносится клеймо.