В 2000 году Сергей Михайлович Сазонов познакомился в оружейном магазине с мастером-ножевиком Леонидом Алексеевичем Савостиным, бывшим военным, полковником ВДВ. С 2001 года Савостин и Сазонов начали работать вместе. Они выполняли индивидуальные заказы для частных коллекций, ездили на выставки. Также они участвовали в выставках, где их работы неоднократно получали награды («Клинок. Традиции и современность», «Охота и Оружие» и др.). Экспозиция мастеров в 2004 и 2008 гг. произвела большое впечатление на посетителей выставки «Клинки России», проходившей в Кремле, в Успенской звоннице.
Мастера поначалу совместно выпускали коллекционные вещи, позднее занялись складными ножами. Складные ножи сейчас в мастерской не делают. В них предусмотрен сложный замок, для изготовления которого необходим серьезный разъемный станок. В 2018 году жизненные дороги свели Сергея Сазонова с кузнецом Евгением Васильевым. Одним из направлений совместной работы стали кухонные ножи. Для их изготовления используют легированный булат. Сплав содержит до 13% хрома, устойчив к коррозии. Прокованные заготовки заказывают у кузнеца Александра Цыпкина, из которых Васильев делает ножи. Кроме кухонных в ассортимент «Васильев и Сазонов» входят охотничьи и туристические ножи, кинжалы, а также универсальные модели.
Кухонные ножи
Ножи этого типа куют на низких температурах — 820-850 градусов, нагревают до 700 градусов, и так повторяют несколько десятков циклов.
Каждый клинок тестируется. Мастера режут канат и тестируют нож по рогу (строгают рог и смотрят, не появились ли зазубрины и сколы на режущей кромке). На тесте толщина режущей кромки около 0,35 мм. Для проверки рабочих свойств изделия используют именно канат из-за его волокнистой структуры. Он быстро затупляет режущую кромку, не повреждая ее. Позволяет применять силовой рез, работать как потягом, так и продавливанием.
Для изготовления рукояти используют эбеновое дерево, палисандр, кокоболо, аризонское железное дерево. Со стабилизированным деревом «Васильев и Сазонов» работают очень редко, синтетические материалы (например, карбон) не применяют. После финишной обработки рукоять из нестабильной древесины мочится водой, поднимается ворс, убирается ворс с помощью тонких абразивов. Процедуру повторяют 2-3 раза, потом рукоять обрабатывают финишными маслами.
За изделиями легко ухаживать, после использования достаточно промыть их в воде и протереть насухо.
Кинжалы
Мастерство оружейника определяется геометрией клинков, которые он изготавливает. У каждого мастера свой стиль, своя харизма в производстве. Ножны должны быть максимально функциональными, прочными. Внутри вкладыш из мягкого дерева, например, липы, чтобы режущая кромка не затупилась. Снаружи ножны обтянуты кожей.
Кинжалы производят рабочие, с заточкой. Мастера не могут сертифицировать кинжалы как холодное оружие и показывать их на выставке, продавать. Поэтому они заказывают описание изделия у эксперта Росохранкультуры. Эксперт дает заключение, что предмет представляет культурную ценность. На предметы с таким заключением не распространяется закон об оружии. Таким образом кинжалы «Васильев и Сазонов» не подпадают под определение холодного оружия, хотя по сути являются таковым.
Изготовление кавказских кинжалов — особая история для Васильева и Сазонова. Секретам мастерства, которые используют при изготовлении кавказских ножей, нельзя научиться по книжкам. Кузнец Евгений Васильев из казачьего рода. Его прадед был дворянином, офицером, он служил в Нагорном Карабахе на царской службе, и там узнал секреты изготовления местного холодного оружия. Мастерство передавалось от отца к сыну. Благодаря такому наследству Евгений умеет изготавливать аутентичные ножи. В производстве есть определенные каноны, технологические моменты, неподвластные времени, от которых нельзя отступать. Оружейники находят интересные предметы в музейных каталогах и делают реплики.