Как объясняют свою миссию сами мастера студии, ценность авторского оружия не в богатой инкрустации его драгоценными каменьями и благородными металлами, а в том, что эти материалы становятся основой произведения оружейного искусства, несущего идеи и замысел создателя сабли, кинжала или охотничьего ножа. По словам директора студии, их клиенты – это охотники, желающие сделать дорогие подарки, а также коллекционеры, любители оружия и искусства. Но предметы Мастерской-студии «Межов» теперь не только украшают частные коллекции. Ряд из них уже дополняет экспозиции известных музеев, чтобы красоту и мощь созданного там художественного оружия оценили и наши современники, и будущие поколения.

Тычковый нож на подставке «Медвежий клык»Тычковый нож на подставке «Медвежий клык»

История бренда

Если вспоминать события 2002 года, когда Сергей Николаевич Межов основал в Санкт-Петербурге художественную мастерскую, то из его окружения в успех предприятия никто не верил. Но Межов, поймав кураж, начал искать талантливых оружейников и художников с необычным взглядом на мир, чтобы объединить их усилия. И всё же требовалась неординарная личность, которая заложила бы творческий фундамент студии. Такой личностью выступил талантливый художник-оружейник Анатолий Леонидович Богачёв. Родившись в Златоусте, Богачёв наработал солидный опыт в создании оружия и его красочном оформлении. Именно он предложил те решения, с которыми компания вышла на рынок. Об этот говорит и тот факт, что изначально студия именовалась «Богачёв», и только потом её переименовали в «Межов». Другой значимой фигурой на тот период стал профессиональный художник-кузнец и знаток секретов различных металлов Юрий Хачатурович Саркисян. Ранние работы студии показаны в выпущенном ей же альбоме «Символ доблести и чести (коллекционное художественное оружие)».

Нож на подставке «Прикосновение огня»Нож на подставке «Прикосновение огня»

И всё же упор был сделан не на конкретные фигуры, а на полноценный творческий коллектив. Поэтому Межов привлёк в студию заинтересовавших его выпускников Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (знаменитое училище имени В.И. Мухиной). Среди них оказался и Максим Нестеров, защитивший диплом на кафедре художественной обработки металла. Теперь это главный художник студии, а в его активе множество прекрасных работ. Другим основным художником студии на момент обзора является Александр Дубровин, обучавшийся в этой же академии. В творческом коллективе успели поработать Владимир Наумов, Юрий Тюпин, Алексей Горелов, Александр Иванов и Антон Ткаченко. Красивые узорчатые клинки для оружия одно время выковывал Владимир Демидов.

Кинжал «Малая готика»Кинжал «Малая готика»

Студия отметилась знаковыми предметами. Например, когда митрополит Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира отмечал 80-летие, ему вручили богослужебный жезл, а для Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь изготовили посох и несколько панагий. Меч «Владеющий миром» отправился из Санкт-Петербурга Президенту России Владимиру Путину, а именную шашку преподнесли главе Южной Осетии Эдуарду Кокойты. В настоящее время студия продолжает сотрудничать с ведущими художниками-оружейниками России.

Максим Нестеров за витриной выставочного стендаМаксим Нестеров за витриной выставочного стенда

Практически сразу после появления студия сделала упор на российские выставки высшего уровня. Дважды изделия студии экспонировались в Музеях Московского Кремля, а в родном для неё городе она принимала участие в проекте «Шедевры и раритеты клинкового оружия». Изначально студия резервировала стенд на четырёх и даже шести выставках ежегодно. Среди них были «Клинок» и «Арсенал». Но постепенно участие сократилось до единственной выставки «Оружие и охота», а затем – до ORЁLEXPO. По словам директора студии, именно туда отправляются большинство их потенциальных клиентов. Помимо офиса в Санкт-Петербурге мастерская-студия «Межов» открыла собственный выставочный зал в Москве. Шедевры студии печатаются в издаваемых ей художественных альбомах, где приведены и комментарии авторитетных оружейных специалистов, работающих в главных музеях страны. Кроме оружия «Межов» производит ювелирные изделия, предметы религиозного культа, а также камнерезную скульптуру и мелкую пластику.

Примеры ножей студии «Межов»

Нож «Охотник»Нож «Охотник»

Показанный выше нож создан Максимом Нестеровым на основе серийного ножа «Невский» общей длиной 250-280 мм. Клинок – это сложный мозаичный дамаск авторства Владимира Демидова, закалённый до твёрдости 56-58 HRC. Несмотря на подарочный или кабинетный дизайн, «Охотник» очень эффективен при рубке или резке, так как заточка проведена от самого обуха, поэтому позиционируется не просто охотничьим, а ещё шкуросъёмным и разделочным ножом. Арочное рикассо (незаточенный отрезок лезвия ножа, расположенный чуть выше гарды или рукояти) увеличивает число возможных хватов. В отделке применено латунное художественное литьё с серебрением. Монтаж клинка сквозной, а гайку скрывает литой наконечник с древнеславянским растительным узором. Рукоять выполнена из палисандра, поэтому устойчива к влаге и резкой смене температуры.

Кинжал «Махаут»Кинжал «Махаут»

Как заявляет автор этого высокохудожественного предмета Максим Нестеров, оформление созданного им кинжала выстроено на игре фактур, форм и цветов. Кому-то кинжал напомнит кадры из индийских фильмов. И не зря, ведь особенности дизайна отсылают к вершинам оружейного и ювелирного мастерства Востока и Южной Азии прошлых эпох. Связь с Индией прослеживается и в форме клинка, схожей с бивнем слона. Впрочем, самих слонов мы найдём на крестовине, в форму которой вписаны две головы этих добродушных великанов. А вот рукоять вырезана не из слоновьей кости, как можно было подумать, а из бивня мамонта.

Кабинетная композиция «Нострадамус»Кабинетная композиция «Нострадамус»

Авторские композиции – это уже не отдельный предмет, а набор, ярко выражающий заложенную идею. Над композицией «Нострадамус» трудилась целая плеяда студии «Межов». Сама идея показать взгляд личности, пронзающий тайны скрытого будущего, предложена Е. Сорокиным. Превратил клинок из стали Х12МФ в мрачную картину А. Корешков, используя травление. В оформлении использовано африканское чёрное дерево, резьбу по которому осуществили Л. Орешкин и Е. Сорокин. Также применена техника эмали и художественное литьё. Раскрывать тайный смысл композиции надо с острия клинка, направленного на стилизованное изображение Солнечной системы и Зодиакальные знаки, так как именно они являются основой для составления астрологических прогнозов. Дальнейшая расшифровка потребует знания алхимии, так как именно алхимические символы щедро разбросаны по композиции.

Нож «Роза пустыни»Нож «Роза пустыни»

В этом ноже Роман Калоты решил образно представить легенду о влюблённых, чьи души обернулись цветами. Внешний вид предмета должен дарить ощущение от сказаний «Тысячи и одной ночи», богатство которых подчёркивают драгоценные камни и слоновая кость с благородным золотом, а изогнутая форма клинка отсылает нас к оружейным мастерам Востока. Дамасскую сталь выковал Владимир Демидов, а оформление ножа выполнил Александр Дубровин. Знатоки арабского языка прочтут послание: «Да будет мир твоим другом по желанию небес» и «Да будет творец мира твоим покровителем». А навершие рукояти содержит просьбу: «О, Аллах, вразуми меня!»

Клеймо Мастерской-студии «Межов»

* * ** * *

Выше показаны логотипы Мастерской-студии «Межов» и её предшественницы «Богачёв». Но предметы, вышедшие из студии, прежде всего, примечательны участием того или иного мастера. Поэтому ниже мы приведём клейма некоторых ведущих мастеров, участвовавших в работе коллектива.

Клейма ведущих мастеровКлейма ведущих мастеров
Клеймо Владимира Демидова (слева) и Мастерской-студии «Межов» (справа)Клеймо Владимира Демидова (слева) и Мастерской-студии «Межов» (справа)