Развитие художественной обработки металла в России
Люди начали обрабатывать металл еще на заре своей истории. Работа с металлами стала одним из первых выделившихся ремесел. Мастера Киевской Руси знали чеканку, скань, литье, зернь. К 11 веку отечественные кузнецы опережали в мастерстве своих западноевропейских коллег. Важным направлением стало развитие ювелирного искусства.
Искусство скани (филиграни) появилось на Руси в 9-10 веках, столетиями развивалось и достигло расцвета в 18-19 веках. Из золотой, серебряной или медной проволоки мастера сплетали затейливый узор — настоящее металлическое кружево. В этой технике выполняли украшения, посуду, предметы культа, скульптуры, шкатулки. Сочетали с камнями, эмалью, стеклом, благородными металлами.
Эмальерное искусство (финифть) пришло на Русь из Византии в 10 веке. Поначалу использовали только выемчатую эмаль с небольшим набором цветов. Расцвет пришелся на домонгольские времена. Во время татаро-монгольского нашествия технология была практически утрачена, ее восстанавливали по крупицам. Уцелела новгородская школа художественной обработки металла, искусство продолжало развиваться и в период нашествия, так как городу удалось откупиться, и он не был сожжен.
Набор из 6 чайных ложек с цветочным декором, серебро 84 пробы, гравировка, Мастерская Павлова Николая Павловича, 1899-1908 гг.
В конце 15 века обозначился подъем декоративно-прикладного искусства, что связано с объединением русских земель вокруг Москвы. В мастерских Московского кремля изготавливали предметы в скано-финифтяной технике, технике выемчатой эмали. Техническим приемам ювелирного дела русские художники учились у зарубежных коллег. При этом большинство произведений сохраняло национальные корни, элементы народного творчества. В ювелирном искусстве существовала специализация. Знаменщик придумывал рисунок и наносил его на поверхность изделия, чеканщик выколачивал изображение, сканщик занимался филигранью и финифтью. В народе считали, что эмаль получают из расплавленных драгоценных камней.
Стопка в стиле Модерн с монограммой "АП", серебро (84 пр.), резьба, золочение, мастерская Николая Павлова, 1908-1917 гг.
В 17 веке разработали состав полупрозрачных огнеупорных эмалей. На выпуклую сторону основы, покрытой белой эмалью, наносили рисунок. После каждого слоя краски изделие обжигали. Готовая основа была идеально гладкой, глянцевой, ее вставляли в оправу. Краски со временем не выцветали. Эмальеры второй половины 19-начала 20 века синтезировали опыт русских и зарубежных мастеров, создав вещи, которые вошли в сокровищницу мирового ювелирного искусства.
Николай Павлович Павлов и его мастерская
На стыке 19 и 20 столетий появилось много небольших ювелирных мастерских и артелей. Одна из них — мастерская серебряных дел мастера Н.П. Павлова. По сведениям, собранным В.В. Скурловым, в 1886 году она находилась в Медынке (д. Медынцева). К 1905 году штат организации составлял 46 человек В 1909 году увеличился до 63 рабочих. К этому моменту мастерская располагалась в Москве (ул. Большие Каменщики, 22), имея годовой оборот 30 000 рублей.
Здесь изготавливали эмали, золотые и серебряные вещицы. Изделия славились высочайшим качеством исполнения, тонкостью работы, разнообразием и насыщенностью красок. Изделия мастерской клеймились инициалами Николая Павлова – буквами «НП». По сведениям от аукционных домов, его мастерская работала с 1885-го по 1917-й год. Период изготовления конкретного предмета определяется по пробирному клейму.
Сейчас столовые приборы, посуду, портсигары и другие предметы, созданные в мастерской Павлова, можно увидеть в музеях, в частных коллекциях, купить на вторичном рынке. В собрании Государственного исторического музея хранятся серебряные ложки, вилки и стаканчик, сделанные в этой мастерской.