Развитие художественной обработки металла в России

Люди начали обрабатывать металл еще на заре своей истории. Работа с металлами стала одним из первых выделившихся ремесел. Мастера Киевской Руси знали чеканку, скань, литье, зернь. К 11 веку отечественные кузнецы опережали в мастерстве своих западноевропейских коллег. Важным направлением стало развитие ювелирного искусства.

Шесть чайных ложек. Мастерская Николая Павлова (1908-1917-е гг.)Шесть чайных ложек. Мастерская Николая Павлова (1908-1917-е гг.)

Искусство скани (филиграни) появилось на Руси в 9-10 веках, столетиями развивалось и достигло расцвета в 18-19 веках. Из золотой, серебряной или медной проволоки мастера сплетали затейливый узор — настоящее металлическое кружево. В этой технике выполняли украшения, посуду, предметы культа, скульптуры, шкатулки. Сочетали с камнями, эмалью, стеклом, благородными металлами.

Портсигар, 1908-1917 гг.Портсигар, 1908-1917 гг.

Эмальерное искусство (финифть) пришло на Русь из Византии в 10 веке. Поначалу использовали только выемчатую эмаль с небольшим набором цветов. Расцвет пришелся на домонгольские времена. Во время татаро-монгольского нашествия технология была практически утрачена, ее восстанавливали по крупицам. Уцелела новгородская школа художественной обработки металла, искусство продолжало развиваться и в период нашествия, так как городу удалось откупиться, и он не был сожжен.

Набор из 6 чайных ложек с цветочным декором, серебро 84 пробы, гравировка, Мастерская Павлова Николая Павловича, 1899-1908 гг.Набор из 6 чайных ложек с цветочным декором, серебро 84 пробы, гравировка, Мастерская Павлова Николая Павловича, 1899-1908 гг.

В конце 15 века обозначился подъем декоративно-прикладного искусства, что связано с объединением русских земель вокруг Москвы. В мастерских Московского кремля изготавливали предметы в скано-финифтяной технике, технике выемчатой эмали. Техническим приемам ювелирного дела русские художники учились у зарубежных коллег. При этом большинство произведений сохраняло национальные корни, элементы народного творчества. В ювелирном искусстве существовала специализация. Знаменщик придумывал рисунок и наносил его на поверхность изделия, чеканщик выколачивал изображение, сканщик занимался филигранью и финифтью. В народе считали, что эмаль получают из расплавленных драгоценных камней.

Стопка в стиле Модерн с монограммой "АП", серебро (84 пр.), резьба, золочение, мастерская Николая Павлова, 1908-1917 гг.Стопка в стиле Модерн с монограммой "АП", серебро (84 пр.), резьба, золочение, мастерская Николая Павлова, 1908-1917 гг.

В 17 веке разработали состав полупрозрачных огнеупорных эмалей. На выпуклую сторону основы, покрытой белой эмалью, наносили рисунок. После каждого слоя краски изделие обжигали. Готовая основа была идеально гладкой, глянцевой, ее вставляли в оправу. Краски со временем не выцветали. Эмальеры второй половины 19-начала 20 века синтезировали опыт русских и зарубежных мастеров, создав вещи, которые вошли в сокровищницу мирового ювелирного искусства.

Николай Павлович Павлов и его мастерская

Набор из двух чайных ложек, серебро (84 пр.), резьба, золочение, мастерская Николая Павлова, 1895 г.Набор из двух чайных ложек, серебро (84 пр.), резьба, золочение, мастерская Николая Павлова, 1895 г.

На стыке 19 и 20 столетий появилось много небольших ювелирных мастерских и артелей. Одна из них — мастерская серебряных дел мастера Н.П. Павлова. По сведениям, собранным В.В. Скурловым, в 1886 году она находилась в Медынке (д. Медынцева). К 1905 году штат организации составлял 46 человек В 1909 году увеличился до 63 рабочих. К этому моменту мастерская располагалась в Москве (ул. Большие Каменщики, 22), имея годовой оборот 30 000 рублей.

Ложка столовая с орнаментом в стиле модерн, серебро 84 пробы, мастерская Николая Павлова, 1908-1917 гг.Ложка столовая с орнаментом в стиле модерн, серебро 84 пробы, мастерская Николая Павлова, 1908-1917 гг.

Здесь изготавливали эмали, золотые и серебряные вещицы. Изделия славились высочайшим качеством исполнения, тонкостью работы, разнообразием и насыщенностью красок. Изделия мастерской клеймились инициалами Николая Павлова – буквами «НП». По сведениям от аукционных домов, его мастерская работала с 1885-го по 1917-й год. Период изготовления конкретного предмета определяется по пробирному клейму.

Клеймо Н.П. ПавловаКлеймо Н.П. Павлова

Сейчас столовые приборы, посуду, портсигары и другие предметы, созданные в мастерской Павлова, можно увидеть в музеях, в частных коллекциях, купить на вторичном рынке. В собрании Государственного исторического музея хранятся серебряные ложки, вилки и стаканчик, сделанные в этой мастерской.