История серебряного дела в России
Серебро в России стало особенно популярно после принятия христианства. Изготавливали оклады для икон, канделябры, потиры. Мягкий и ковкий металл отлично подходил для создания предметов самых причудливых форм. Его также широко использовали для изготовления чаш со святой водой, так как материал обладает бактерицидными свойствами. До открытия российских месторождений изделия из серебра могли купить только состоятельные люди. Его привозили из восточных и европейских стран в измельченном виде. Ювелирные изделия изготавливали также из монет и слитков, которые попадали в нашу страну благодаря торговцам. Вышедшие из обихода предметы сразу переплавляли, поэтому средневековых образцов сохранилось крайне мало.
Дефицит серебра стал остро ощущаться в 14 веке из-за истощения месторождений на Востоке. Поступление серебряных монет из Западной Европы сильно сократилось из-за огромных расходов на крестовые походы. Развитие ювелирного дела в России задержало и татаро-монгольское нашествие, в результате которого многие города были уничтожены, приемы металлообработки и декорирования утеряны или надолго забыты.
Ювелирное ремесло продолжало развиваться в Новгороде, который не был сожжен во время нашествия. В мастерских изготавливали украшения, предметы церковного культа. Использовали литье, тиснение, ковку, паяние, чеканку, гравировку.
Большое влияние на художественную обработку металлов оказало византийское искусство. За образец брали изделия, привезенные из Константинополя, иногда добавляли национальный колорит. Греческие ювелиры передавали киевским ученикам секреты мастерства.
Сахарница с цветочным декором, серебро (84 пр.), резьба, мастерская Ивана Мнекина, Российская Империя, 1899-1908 гг.
Клеймить изделия стало обязательным с 1700 года. В 18 веке в Петербурге работало много мастеров золотых и серебряных дел, которых царь Петр пригласил из Европы. В 1714 году ювелиры получили право создавать цеха. Появилась специализация цехов, хотя во многих из них работали и с серебром, и с золотом. Все русские ювелиры объединились в один цех, который насчитывал более 4 десятков мастеров. На предметы наносили «именники» — инициалы изготовителя. К концу столетия во избежание путаницы мастера стали указывать имя и фамилию полностью.
К тому времени в России появились собственные серебряные рудники. До 1780-х годов добывать и выплавлять драгоценные металлы разрешалось всем желающим. Петровские преобразования изменили уклад жизни дворянства, в быту стали использовать серебряные столовые приборы, туалетные принадлежности, аксессуары.
В 19 веке искусство мастеров серебряных дел с России достигло расцвета. Благодаря научно-техническому прогрессу изготовление некоторых предметов обихода поставили на поток. Были в моде серебряные столовые сервизы, холодильники для вина, канделябры, аксессуары. Для изделий первой половины столетия были характерны гладкие поверхности, украшенные чеканным рисунком. Также изготавливали скульптурные композиции. Русские мастера достигли высочайшего уровня в работе с эмалевыми покрытиями, преуспели в витражной технике.
После революционных событий 1917 года многие ювелиры и их постоянные клиенты были вынуждены бежать из страны, мастерские закрывались. Представители новой власти изымали драгоценности и в больших количествах продавали за границу, так как стране требовалась валюта для проведения масштабной индустриализации, в рамках которой за рубежом закупали технику. Сейчас русское дореволюционное серебро высоко ценится на мировом антикварном рынке.
Мастерская Ивана Мнекина
Иван Николаевич Мнекин владел мастерской в Москве, где изготавливали столовые приборы, посуду из серебра. Если опираться на сведения, собранные В.В. Скурловым, то началом работы мастерской можно считать 1886 год. Предприятие было небольшим, так как 1896 году, когда мастерская располагалась в Сокольниках (ул. Ивановская, собственный дом, Мещанская часть, 4-й участок), здесь работало шесть человек.
Клеймил Иван Николаевич изделия своей мастерской инициалами «ИМ». Конкретный период изготовления предмета специалисты датируют с помощью пробирного клейма. На показанном выше фрагменте серебряного оклада для иконы стоит пробирное клеймо с инициалами московского пробирного мастера Ивана Лебедкина, проставлявшего свой знак в период 1899-1908 гг.
Ложка чайная лаконичной формы, серебро 84 пробы, мастерская Ивана Мнекина, Российская Империя, 1899-1908 гг.
Исследователи расходятся в том, когда именно прекратилась деятельность мастерской. Если судить по наиболее известным клеймам, то это произошло в конце 1900-х гг. Однако тот же В.В. Скурлов считает, что мастерская работала до 1917 года. Несмотря на простоту изделий, некоторые из них отнесены к произведениям искусства. Например, в собрании Государственного исторического музея (ГИМ) имеется целая подборка предметов, выполненных в мастерской Мнекина, среди которых серебряная рюмка, ложка-ситечко и подставка для перекидного календаря.