Иногда кажется, что вселенная ножей для ежедневного применения, которые массово продаются в ножевых мастерских России никак не соприкасается с миром авторских предметов, чьих представителей радушно встречают в коллекциях холодного оружия. Но за красотой коллекционного ножа всегда стоит клинок и его работоспособность, ведь без этого предмет становится всего лишь красивой безделушкой. Доказать, что изысканное оформление достойно соседствовать только с надёжным клинком, берётся доказать Мастерская-студия «Э.Х.О.», базирующаяся в Санкт-Петербурге.
История бренда
Фундаментом будущей студии стала деятельность Константина Александровича Кривопуска, занявшегося в 1994 году авторским художественно-оформленным оружием. Так как сам Кривопуск не занимался ни ковкой клинков, ни литьём большинства элементов оформления рукояти, ему необходимо было найти мастеров, умеющих всё сделать и надёжно, и красиво. Налаженные связи привели к идее перейти от индивидуального творчества к большой коллективной работе. Тем более, что в рабочую группу теперь получалось пригласить личностей, чьи имена набрали большой вес в мире ножевиков.
Результаты совместного творчества в 2004 году привели к значимому триумфу: на выставке IWA OutdoorClassics (г. Нюрнберг, Германия) нож «Золотая маска» победил в номинации «Лучший коллекционный нож». Возможно это стало последним толчком к переходу на следующий этап. Летом 2005 года появилась Мастерская-студия «Э.Х.О.», а Кривопуск занял должность её генерального директора. Но административные обязанности Константину Александровичу удавалось вполне успешно совмещать и с творчеством.
Сотрудничество именитых мастеров породило множество предметов, ставших громким явлением на выставках. Уже в апреле 2006 года нож «Устричный» победил в конкурсе «Ножи в художественном оформлении», а в ноябре победу в этой же номинации одержала сабля «Клыч». Тогда конкурс «Художественные композиции» выиграла «Баба-яга» от «Э.Х.О.». Творческий коллектив Мастерской-студии «Э.Х.О.» составили знаменитости российского ножевого мира. Среди них исполнитель восковок Гал Марат, резчик Илья Александрович Ширман, ювелир Глеб Исаакович Арончик и обточник клинков Алексей Анатольевич Скрыльников. А сборку оружия ведёт такой известный ножевик, как Сергей Петрович Грязнов. Но в коллективе «Э.Х.О.» трудятся и молодые специалисты, каждый из которых тоже старается чем-то блеснуть перед опытными ножевиками.
Громкие фамилии неизменно привлекали внимание многих (даже очень придирчивых) коллекционеров холодного оружия. Поэтому предметы от «Э.Х.О.» теперь можно увидеть в солидных российских и европейских экспозициях, а сама студия уже пробилась в первую шеренгу компаний нашей страны, работающих по профилю художественного оружия. Кажется, что с любого ножа студии нужно постоянно сдувать пылинки, но каждый предмет – это ещё и отличный рабочий нож с надёжным клинком. Как-то журнал «Прорез» озаботился тестированием изделий студии, и предоставленный экспертам нож «Старый солдат» на испытаниях показал себя по высшему оружейному классу.
Примеры ножей и другого оружия Мастерской-студии «Э.Х.О.»
Фраза «Я старый солдат, и не знаю слов любви…» ушла в народ из советской кинокомедии, снятой по мотивам пьесы Брандона Томаса. Но стараниями мастеров «Э.Х.О.» при взгляде на их нож рождается вовсе не шутливое, а вполне серьёзное настроение. Ведь суровый вояка в каске (в такой форме выполнено литое навершие рукояти) вовсе не похож на комичного полковника Фрэнсиса Чеснея. Над внешним видом и оформлением ножа работали Константин Кривопуск и Гал Марат. Базовый вариант клинка «Старого солдата» - это дамасская сталь, прославившаяся своими причудливыми узорами. Однако по заказу его могут сделать из другой марки стали (в том числе булатной). Навершие гарды бронзовое, но с гальванопокрытием из серебра.
Над этой саблей вместе с К.А. Кривопуском трудились В.Н и О.Н Нижеборцевы. Обработку дамасской стали выполнил Ю. Саркисян, а художественным травлением занялся В. Казак. Фронт работы был огромен. Кроме ковки и травления здесь применена дифовка (холодная обработка стали) и шлифовка. В отделке использованы резьба по камню и литьё. Проведены ювелирные работы и позолота. В итоге получился шедевр оружейного искусства, который хоть сейчас можно отправлять в музей.
Этот нож способен облагородить не только частную, но даже государственную коллекцию, ведь в мире наберётся не так уж много подобных примеров декоративно-прикладного ножевого искусства. Здесь обработку дамасской стали произвёл В. Демидов. Идею ножа и его окончательную сборку воплотил член
гильдии мастеров-оружейников Е. Чариков, а необходимые ювелирные работы выполнил Г. Арончик. Это не серийная работа, а единственный экземпляр, повторения которого не ожидается. Вместо ножен или чехла остриё клинка с двухсторонней заточкой защищает фрагмент подставки, превращая «Феникса» в кабинетную композицию. В оформлении использованы благородные материалы (бивень мамонта, нефрит, бриллианты, гранаты, перламутр, золото и серебро).
Логотип и клеймо Мастерской-студии «Э.Х.О.»
Точки в названии компании стоят не просто так, ведь «Э.Х.О.» - не просто слово, а сокращение от «Эксклюзивное Художественное Оружие». Компания фоном для своего сайта выбрала подборку различных клинков, среди которых органично смотрится шпиль Главного Адмиралтейства, увенчанный знаменитым корабликом-флюгером, превратившимся в один из символов Санкт-Петербурга. Логотипом компании стали два клинка, скрещенные в виде буквы «Х», объединяющие витиеватые буквы «Э» и «О» в одно слово. В таком виде логотип изображается на упаковках. Клеймо несколько скромнее: перекрещенные клинки на нём остаются, но буквы по сторонам от них выполнены строгим шрифтом.