Промышленным гигантом мастерскую, созданную Алексеем Федотовым не назвать. Зато из неё выходят не штамповки, где миллионы на одно лицо, а ножи ручной работы, каждый экземпляр которых неповторим. При этом качество ножей настолько высоко, что далеко не все фабричные образцы могут к нему приблизиться. Здесь уделяют особое внимание каждому элементу ножа. А некоторые модели делают только под заказ, когда клиент сам присылает необходимые ему параметры (например, так выпускали шейные ножи). Мастера готовы индивидуально работать с каждым клиентом, чтобы создать нож-мечту, подходящий именно для него.
История бренда
Всё началось с мысли, а почему бы не попробовать сделать свой нож. Такая мысль часто приходит в голову школьнику. Ещё чаще она возникает, если школьник проживает в Ворсме или Павлово – традиционных центрах российской металлообработки. Промысел здесь развивался волнообразно, но по нарастающей. Его пиком стал Павловский ордена Знак Почета завод художественных металлоизделий имени Кирова, выросший из артели Штанге. Но дело в том, что мысль о собственном ноже взволновала не школьника, а человека, приближавшегося к тридцатилетию, которым был Алексей Витальевич Федотов. Поэтому корни мастерской его имени надо искать в годах, предшествующих смене тысячелетий.
Мысль о ноже родилась не на пустом месте, так как Федотов успел закончить Техникум народных художественных промыслов в том же Павлово. Кроме того, и родственники, и его друзья были непосредственно связаны с работой по металлу. Поэтому мысль, которая у другого быстро бы забылась, здесь только крепла. На тот момент в активе мастера была только ковочная машина, арендованная у Ремонтно-механического завода, простаивавшего тогда без заказов. И всё же знаковым событием нужно считать встречу Федотова с кузнецом Сергеем Михайловичем Соколовым. Вместе им стало интересно выковать дамасскую сталь по своему рецепту. Ковка произошла в июне 2000 года, и это уже можно считать первым шагом в деятельности мастерской. К мастерам присоединились И. Глотов и А. Мартьянов, а также опытный шлифовщик С. Малов. Сложившийся коллектив усилили специалисты по ковке Д. Балуев и А. Чиковкин.
Оттолкнувшись от дамаска, который в то время был диковинкой на российском ножевом рынке и пользовался невероятным спросом, мастерская перешла к другим маркам стали: У7, 65Г, ШХ15, 40Х13. Кроме самой стали у Федотова пошли заказы на клинки и готовые ножи. Пришлось детально вникать в основы ножевого производства, чтобы изделия получались не хуже, чем у других павловских фирм. В итоге каталог быстро наполнился разнообразными позициями. Ножи с фиксированными клинками могли иметь сквозной (хвостовик, проходя через рукоять, крепится гайкой), всадной (хвостовик углубляется в рукоять наполовину или на треть) или накладной монтаж (в этом случае на цельнометаллический нож крепятся накладки, образующие рукоять). После термообработки сталь достигала твёрдости 58-60 HRC. Для рукояти брали как привычные дуб, грушу, акацию и орех, так и экзотические венге, падук, амарант или сапелле. Красивыми получались наборные рукояти из бересты. Акцентом оформления часто становилось художественное литьё.
Гордостью Мастерской Алексея Федотова считается новая технологию ковки клинков ламинированной стали, в которой сочетаются достоинства разных марок. Основным (центральным) слоем становится не просто определённая марка, а скрутка. Невероятных результатов здесь добились, взяв две полосы стали У7 и У10, скрученных вместе, к которым добавили сталь марки 45 для усиления показателей вязкости. На эту основу добавляются слои из дамаска с повышенным содержанием той же марки 45. Обкладки не только создают привлекательный узор, но и усиливают центральный слой, увеличивая прочность при изломе.
Заказов порой бывает столь много, что одно время Мастерская Алексея Федотова даже отказалась от выпуска готовых ножей, сконцентрировавшись на клинках. Этому способствовало освоение работы с быстрорежущей легированной сталью Р12МФ5-МП, относящейся к порошковым. На момент создания обзора в каталог на официальном сайте компании ножи вернулись, но их там не более десятка. Тогда как выбор клинков поистине внушительный. Кроме ножей и клинков Мастерская Алексея Федотова продаёт материалы для самостоятельной сборки ножа и разные мелочи, порой не имеющие отношения к ножевому промыслу.
Примеры ножей Алексея Федотова
Многослойный клинок покажем на примере подарочного ножа. Основной слой – это сталь марки У8А. От обкладок её отделяет слой никеля. Обкладки выполнены по технологии макумэ-гане (металл, текстурированный под дерево) с использованием меди. Поэтому главная тайна фирмы здесь скрыта в специальной технологии ковки, соединяющей чёрные и цветные металлы (что в обычных условиях не достигается), а также в искусной термообработке, проводимой при температуре, близкой к плавлению цветных металлов, для достижения твёрдости 58 HRC. После двойной шлифовки клинок длиной 132 мм протравливается и обретает красивый узорчатый рисунок. Макумэ-гане применили и для больстера, поэтому кажется, что клинок, визуально утолщаясь, плавно перетекает в рукоять длиной 125 мм. Она сделана из стабилизированного дерева с фрагментом из рога буйвола.
Кованый клинок длиной 145 мм сделан из дамасской стали, закалённой до твёрдости 60 HRC. Однако у него необычный цвет. Мастера объясняют это тем, что после травления, когда на поверхности проявляется рисунок, клинок немного подполировали, поэтому он выглядит не привычно тёмным, а светлым. Для рукояти здесь взяли ясень, поэтому нож получился в традиционном русском стиле, невзирая на узорчатый дамаск. Рукоять украшена больстером из дюралюминия.
Этот нож для чистки лошадиных копыт уже можно назвать историческим, так выпущен он в далёком 2009 году. Людям, незнакомым с уходом за лошадьми, этот инструмент может показаться странным. А ведь каждые полтора месяца владельцу приходится чистить копыта его лошадей для извлечения грязи и мелких камешков, удаления старого рога, профилактики наростов и сохранения формы подошвы. Если запустить процесс, скаковая лошадь начнёт неправильно ставить ноги, а рабочая лошадка и вовсе может утратить работоспособность. Процесс надо проводить бережно, чтобы не срезать лишнее, а для этого нужен проверенный нож. Характерный изгиб вместо острия обеспечивает аккуратную работу без риска поцарапать лошадиную ногу. Такой изгиб есть только у ножей с фиксированным клинком, а складные модели обходятся без него.
Клеймо ножей Алексея Федотова
Так как основным создателем клинков в мастерской стал Сергей Соколов, то на ранних партиях клинки обычно украшало его клеймо, которому найферы дали прозвище «Стрелка в ромбе» (если заглянуть в каталог отечественных ножевых клейм, там действительно в ромбе изображена закруглённая стрелочка, а не буква «С»). Но потом встал вопрос о полноценном клейме, и посыпались разные варианты, в большинстве из которых фигурировала буква «Ф» в различном исполнении. Основным считается клеймо с «Ф», приближённой к старорусскому стилю (клеймо в центре верхнего ряда).