Значение ножа для народов европейского Севера крайне высоко, так как крепкий клинок выручал их в опасные минуты и помогал решить большинство бытовых задач. Если в других языках различные формы объединены понятием «нож», то финны используют аж два слова для его обозначения: «puukko» и «veitsi». Причём, одно с другим не путают. Нож для них выглядит продолжением руки его владельца, поэтому здесь и в ходу поговорка «Тупой нож — тупой хозяин!» Лаури Марттини, описывая природу деятельности своей компании, высказался, что хороший нож подобен драгоценному камню. Поэтому его создание требует настолько большого мастерства, что уже близко к искусству.
История бренда
Основатель ножевой фирмы Янне Марттини родился в 1893 году в деревне Киеринг, где тогда проживало около 200 человек. Это был отдалённый населённый пункт, не имеющий даже школы. Тем не менее, в честь родины основателя компания назвала одну из своих инновационных моделей – Kierinki. В возрасте 16 лет Янне поступает на обучение к кузнецу Матти Тапио, проживавшему в Рованиеми. За два года научившись основам дела, Янне возвращается на родину, чтобы работать кузнецом там, но тут же постигает коварство конкурентной борьбы и демпинга. Назначив цену в 50 пенни за заточку косы, он тут же увидел, что народ потянулся к другому дому, где ту операцию делали за 40 пенни. Трудности в начале пути не обускуражили Янне, и за следующее десятилетие он сумел прославиться в качестве искусного мастера не только в Финляндии, но и Норвегии.
После обретения Финляндией независимости прошло два года, и Янне Марттини посчитал, что нестабильные времена позади, поэтому следует обосноваться в местечке покрупнее. Вместе с семьёй и кузнечным инструментом он переехал в Рованиеми. Там он пристроился к столярной мастерской, где затачивал косы, а затем и накопил денег на собственную кузницу. Рядом работал резчик Йоханнес Лаури, который предложил скооперироваться: Марттини делал бы клинки, а Лаури – рукояти для них. Партнёры ударили по рукам, и в 1922 году стартовало общее производство ножей. Изделия совместного труда Лаури вывозил на рынок и там успешно продавал.
К 1928 году Янне Марттини счёл, что у него уже достаточно знаний и опыта для открытия не просто кустарного производства, а настоящей фабрики. Собственно, на первых порах работы велись в той же кузне. Однако было нанято несколько человек со стороны и привлечена к делу вся семья. Жена Янне вела бухгалтерию и организовывала питание, успевая ещё и покрывать лаком рукояти ножей и выполнять резьбу по дереву. Самому Янне приходилось разъезжать на велосипеде по всей округе, продавая товар где только возможно. Его упорство и энергия покорили местных жителей, и торговля пошла. Упор также делался на удержание в коллективе хороших мастеров, поэтому большинство из них проработало у Янне несколько десятилетий.
Судьбоносным для компании стал 1930 год, когда Марттини провёл конкурс на имя будущего ножа. Выиграл его строитель по имени Калле Пальму, предложив имя «Lynx» («Рысь»). Начинание оказалось удачным. В этой серии вышло множество версий ножа общим тиражом более четырёх миллионов экземпляров, а старейшая модель Lynx 131 до сих выпускается компанией. В 1932 году Lynx победил всех конкурентов на финской сельскохозяйственной выставке в Выборге и приобрёл известность в рамках страны. В тот же период был заключён первый большой контракт на поставку ножей, что позволило увеличить фабричный штат до двух десятков сотрудников. В конце 1930-х гг. началось строительство нового большого заводского корпуса, так как существующий комплекс зданий уже не вмещал всё необходимое оборудование. Теперь производство расположилось на четырёх этажах. На первых порах в зданиях стоял невыносимый грохот, пока станки не догадались прочно прикрепить к полу (ранее вибрацию нивелировала земля, на которой станки стояли до переезда).
После Второй мировой войны ежегодный объём выпуска ножей неуклонно рос: 89 514 штук в 1947 году, 107 133 штуки в 1948 году, 167 553 штуки в 1949 году и 223 621 штука в 1950 году. От общего объёма примерно треть составляли различные версии ножа Lynx. Тогда же ножи получили золотую медаль на конкурсе качества в Финляндии. Уже в качестве солидного бизнесмена Янне Марттини отправляется за океан, чтобы договариваться о продажах своих ножей в США, а управление фабрикой берёт на себя его сын Тойво Марттини. Кроме дерева для рукоятей начинают использовать модный тогда бакелит.
В середине 1960-х гг. американский предприниматель Рон Вебер искал того, кто сможет для него изготовить большую партию ножей с гибкими лезвиями. Зная о качестве стали ножей Marttiini, ему порекомендовали эту компанию. Однако на самой фабрике предложение встретили без восторга, так как перспективы начинать работу с тонким лезвием представлялись туманными. Сдвинуть процесс с мёртвой точки Веберу удалось лишь гарантией выкупить партию в 20 000 штук. Первая партия этих ножей прибыла в США в 1967 году, где поступила в продажу под торговой маркой Rapala с названием «Fish 'n Fillet». Получился грандиозный триумф. За два года экспорт в Америку составил 400 000 штук, а всего таких ножей с момента их создания реализовано более 50 миллионов.
К 1972 году на фабрике каждые 10 секунд выпускали по ножу, что ежедневно составляло 5000 штук. 80% продукции отправляли в другие страны. Прибыль шла на модернизацию производства. Большинство операций было автоматизировано, ушла потребность в грубой мужской силе, а в штате появилось много женщин. Кроме самих ножей здесь стали выпускать аксессуары (например, точильные камни). Лаури Марттини (младший брат Тойво) взял на себя управление в 1975 году. По статистическим данным октября 1977 году во всей Финляндии ежегодный выпуск составил два миллиона ножей. Более половины из них сделали на заводе Marttiini. К концу десятилетия в каталоге появились кухонные ножи, которым дали женские имена (Siiri, Lilli, Mari, Iita и Heta). А в резиденции местного Деда Мороза белобородый дедушка в красном одеянии демонстрировал красивый нож-гигант, также производства Marttiini. В начале 1990-х гг. заточку ножей поручили роботу, привезённому из Японии.
В 2005 году компания уходит из рамок семейного бизнеса Марттини и становится собственностью Rapala VMC Oy. Но это не означает ни отказ от проверенной временем торговой марки, ни от новых разработок. В 2006 году в каталоге появляются складные ножи. А к вековому юбилею независимости Финляндии Marttiini спроектировала модель Нож Suomi 100, который сразу стал бить рекорды продаж и привёл к значительному увеличению прибыли. Своё 90-летие в 2018 году компания встретила выпуском юбилейного саамского ножа, который не производился серийно до того, как Янне Марттиини начал выпускать его фабричным способом в 1940-х гг. Найферы рассчитывают, что этот нож будет не последней юбилейной моделью Marttiini, так как сейчас это всемирно известная торговая марка, ножи которой поставляются во многие страны мира. На момент создания обзора производство перенесено из Рованиеми в Пярну (Эстония) и Вяяксю (Финляндия). Однако штаб-квартира вместе с коллективом дизайнеров остаётся на старом месте.
Примеры ножей Marttiini
Перед нами длинный, довольно тяжёлый традиционный нож, используемый саамами и финнами в быту. Местное население называет его «леуку» (leuku). Можно сказать, что перед нами саамский вариант мачете, так как именно таким ножом срубают мелкие сучья и ветки, а также готовят хворост для костра. Общая длина этой модели 56 см. Клинок длиной 45 см выполнен из стали X46Cr13, закалённой до твёрдости 53,5-55 HRC. Рукоять сделана из берёзы, покрытой лаком. Карманным этот нож не назвать, но популярный в 1980-е гг. Данди по прозвищу «Крокодил», несомненно, одобрил бы его длину. Коллекционным или подарочным экземпляром этот нож делает гравировка на клинке и тиснение на ножнах, посвящённые сценкам из сурового быта жителей Лапландии
Суровые будни, которые сопровождали северные народы на протяжении многих веков, делают любой хороший обед праздником. Поэтому разделка первого куска жаркого превращается в ритуал или торжественную церемонию. Чтобы они прошли по сценарию, острый нож просто незаменим. Но тут в пару к нему подключают ещё и особую вилку. В отличие от древних пиров сейчас сервировке стола уделяют куда больше внимания. Набор Deluxe Roast Set от Marttiini, сохранив природную грубость минувших столетий, станет смотреться элегантно и среди столовых приборов современного застолья. Для безупречной нарезки ломтиков лезвию ножа придали изогнутую форму, а вилка надёжно удержит жаркое от соскальзывания с разделочной доски. Рукояти приборов сделаны из плотной и тяжёлой древесины финской кудрявой берёзы.
Компания начала выпускать этот комплект в 1980-х гг. Меж собой финны называли его «Double Lapp» или «Lapp Double», но в каталогах он чаще проходил под солидным англизированным наименованием «Outdoor Double». Это традиционный набор человека, отправляющегося в поход и точно знающего, что одиночного ножа ему будет недостаточно, и он берёт спарку (tupla leuku). Большой нож выполняет роль инструмента для обустройства стоянки. Им можно, например, мелко порубить дрова для костра. Маленький нож предназначен для тонких работ, где большая длина лезвия только создаёт проблемы. Комплект хорошо расходился до наступления нового тысячелетия, но затем продажи упали. Поэтому в 2003 году набор убрали из каталога Marttiini.