Джозайя Веджвуд – это человек, который совершил революцию в мире керамики. Известный с древнейших времён фаянс именно благодаря экспериментам Веджвуда приобрёл привычный нашим современникам вид. Созданная Джозайей мануфактура Wedgwood и по сей день радует ценителей изумительными образцами керамики, а в магазинах продолжают успешно продаваться изделия с её торговой маркой.
История фарфоровой мануфактуры Wedgwood
Работая в партнерстве с Томасом Уилдоном с 1754 по 1759 год, Джозайя Веджвуд всё время планировал открытие собственного дела. Мечте поспособствовал изобретённый им состав керамической глазури зелёного цвета. После того, как Джозайя удачно женился, получив большое приданное, а родственники поспособствовали аренде необходимого помещения, фирма Wedgwood была зарегистрирована 1 мая 1759 года.
Wedgwood уцелела и прославилась, благодаря непрестанным экспериментам, предпринятым её владельцем. Увлёкшись модной тогда «кремовой» посудой (керамика кремового цвета, покрытая свинцовой глазурью), Веджвуд в 1765 году разработал свой состав, позволивший предметам выгодно выделяться внешним видом в сравнении с конкурентами. Воодушевившись, Веджвуд согласовал отправку подобного сервиза королеве, которая не только пришла в восторг от увиденного, но и сделала Wedgwood поставщиком королевского двора с 1767 года.
Блюдо сервировочное овальной формы, декорированное деколью с изображением семейной прогулки вдоль реки
Видя, как много времени отнимает ручная роспись, Джозайя Веджвуд решил пойти по пути книгопечатания. Пусть рисунок переносится на фарфор с гравированной платы по типу создания уже ставших привычными гравюр на бумаге. Поначалу печатью занималась специализированная фирма, куда с 1761 года отвозилась нерасписанная керамика. Сложный рисунок мгновенно ложился на посуду, а затем в художественной мастерской ему добавлялись простые детали, чтобы сделать композицию оригинальной и избежать обвинений в шаблонности. Но товар для эксклюзивных поставок по-прежнему целиком расписывался вручную. Таким стал «Сервиз с зелёной лягушкой», отправленный Екатерине II.
Самым значительным изобретением Веджвуда относительно керамики считается Jasperware или Яшмовая посуда. Это неглазурованный стекловидный керамогранит. Веджвуд потратил уйму времени, чтобы научиться получать различные его оттенки: синий, зелёный, сиреневый, жёлтый, чёрный или белый. На цветной фон накладывались белые или чёрные рельефы, детали которых тщательно прорабатывались. Наибольшую популярной получил светло-голубой оттенок, который прозвали «голубой Веджвуд» или «синий Портленд» (в последнем случае цвет более тёмный). В то время пошла мода на имитации древнеримских камей, образцы которых были найдены археологами и восхищали высшее общество. Веджвуд начал украшать предметы рельефами по типу камей, используя древнеримские, древнегреческие и древнеегипетские мотивы. Веджвуду отдали во временное пользование знаменитую римскую вазу, сделанную в техники камей, чтобы на его мануфактуре изготовили её копию. Изображение этой вазы и стало впоследствии основным клеймом компании.
Кофейная пара, декорированная античным мифологическим сюжетом, фарфор яшмовый (бисквит)
Успех Веджвуду принесли не только сама керамика, но и способы её распространения. Именно Джозайей опробованы методы, сейчас считающиеся базовыми маркетинговыми уловками. Среди них гарантия возврата денег, бесплатная доставка, массовая рассылка рекламы по почте, красивые иллюстрированные каталоги и принцип «второй товар в подарок». Также помогала отправка изысканных образцов известным личностям, которые публично хвалили присланную посуду, что становилось лучшей рекомендацией и побуждало к покупке широкие массы.
Сахарница «Cornucopia»
Ещё одной причиной прорыва Wedgwood стало сотрудничество Джозайи с Томасом Бентли. Самые качественные изделия этого периода имеют клеймо «Wedgwood & Bentley». Бентли оказывал содействие мануфактуре, находясь в Лондоне. Между Веджвудом и Бентли велась обширная переписка, где они обсуждали перспективы тех или иных образцов. Определённое число предметов мануфактура начала выпускать именно по совету Бентли. Для Веджвуда стала большим ударом смерть его делового партнёра, случившаяся в 1780 году.
Сервиз чайно-кофейный «Цветы», дизайн MIRABELLE (17 предметов)
После того, как сам Веджвуд отправился на пенсию в 1790 году, дела на мануфактуре пошли на спад. Положение спас Уильям Грейтбэтч, фирма которого разорилась, вынудив его перейти на работу к Веджвуду. Благодаря его энергии Wedgwood снова обрела динамику. Положение осложняли непрестанные войны, которые Наполеон вёл в Европе, что крайне затрудняло экспорт в ряд стран. Сыновья Веджвуда не испытывали такого восторга перед керамикой и руководили фирмой не так активно, из-за чего начали накапливаться долги. В начале 1810-х гг. началась мода на китайский фарфор. И в 1812 году Wedgwood выставляет на рынок костяной фарфор собственного производства с ручной росписью. По сравнению с другими направлениями фарфор показывал небольшую прибыль, поэтому через десять лет его производство прекратили. Снова делать фарфор Wedgwood начала лишь в 1878 году, однако постепенно он стал одним из главных направлений фирмы.
Очередной расцвет фирмы Wedgwood начался в 1859 году, когда делами стал заведовать Годфри Веджвуд (правнук Джозайи). К этому моменту большое распространение получила облицовка ванных комнат и сантехника из фаянса, и эти изделия значительно поправили финансовое положение компании. В 1940 году на фабрике Wedgwood в Барластоне внедрили новые технологии, сочетая их с зарекомендовавшими традиционными способами создания керамики. Хотя Великобритания вела войну с Германией, прямого вторжения на острова не было, поэтому фабрики Wedgwood работали в прежнем режиме. Новые специалисты приходили работать по программе ученичества, которая порой занимала до десяти лет.
Шкатулка квадратная «Cornucopia»
Wedgwood лишилась самостоятельности в 1986 году в результате сделки с Waterford Glass Group, которая приобрела компанию за 360 миллионов долларов США. Новое руководство пересмотрело ассортимент, сократив его с четырёх сотен позиций чуть ли не наполовину. Но товары Wedgwood продолжали оставаться популярными и приносить прибыль (тогда как многое из того, чем занималась Waterford Glass Group, вело к убыткам). В результате нескольких слияний и перепродаж активы Wedgwood перешли к фирме Fiskars, которая пока остаётся владельцем торговой марки Wedgwood.
Клеймо Wedgwood по годам
Во второй половине ХХ века датировку стали производить рельефным оттиском двух последних цифр года.
Изделия с клеймом «Wedgwood & Co», «Enoch Wedgwood», а также предметы Knottingley Pottery 1790-1801 гг. с клеймом «Wedgwood & Co» не относятся к мануфактуре Wedgwood. Сама мануфактура Wedgwood дополнением «& Co» не пользовалась. Кроме того, существуют и грубые подделки, использующие надпись «Wedgewood», «Vedgwood» или «J Wedg Wood».