В период существования СССР его жители делили мир на две части: капиталистическую и социалистическую. Продукция и первой, и второй была дефицитной и желанной на фоне советского ширпотреба, но товары из капиталистических стран считались качественнее и престижнее. Однако между этими двумя частями вклинивалась Индия – страна не социалистическая, но дружественная, близкая нам по духу ещё со строчек «Старика Хоттабыча». Благодаря ей, недостаток западных товаров покрывался индийскими аналогами. Заставшие советский период, ещё хорошо помнят джинсы «AVIS». Или косметику Lakmé.
История косметики Lakme
Всё началось с первого премьер-министра Индии Джавахарлал Неру. Индия только-только получила независимость от Великобритании, на западных границах продолжалась междоусобица между индусами и мусульманами, индийская рупия после девальвации 1949 года чувствовала себя нестабильно. В этот поворотный момент стране, как никогда, нужна была твёрдая валюта. И власти искали любые способы оставить её в стране. Именно тогда Джавахарлал Неру подсчитал, что в масштабах страны индийские женщины тратят на косметику просто колоссальную сумму. Причиной же было полное отсутствие собственного производства данных товаров для женщин.
Усилия властей по решению этой проблемы привели к тому, что компания Tata Oil Mills рискнула вложиться в создание косметической фирмы. У неё уже был опыт производства и продажи мыла, а также моющих средств и кулинарных масел. Так в 1952 году появилась косметика Lakme, которую изготоавливало предприятие, стопроцентно принадлежащее Tata Oil Mills. Название «Lakme» - это слияние Франции и Индии. Во Франции «Лакме» - это опера Лео Делиба в трех действиях о любви индийской жрицы и офицера Британской армии. Однако Лакме – это ущё и французское произношение имени богини Лакшми, чья красота покорила мир. В мифологии она описана как элегантно одетая, излучающая благополучие женщина. Лакшми символизирует богатство, достатое, счастье, красоту, изящество, обаяние и великолепие.
Ключевой фигурой в бизнесе стала Симона Тата, вошедшая в совет директоров Lakme в 1962 году. До её прихода Lakme не была сколь-нибудь впечатляющей компанией. Появление в компании этой женщины можно назвать цепочкой случайностей. Уроженка Швейцарии Симона Дюнуайе посетила Индию в 1953 году как туристка. Во время поездки она познакомилась с Навалом Хормусджи Тата (приемным сыном сэра Ратанджи Тата) и в 1955 году вышла за него замуж. Работа в Lakme стала делом всей её жизни. К 1982 году она достигла поста председателя совета директоров компании. В 1990-х гг. коммерческая группа Tata продала свою долю Lakme компании Hindustan Unilever за сумму, немногим меньшую пятидесяти миллионов долларов США.
Самым грандиозным событием с участием компании становится неделя моды Lakme Fashion Week (LFW), проходящая с 1999 года, где Lakme выступает генеральным спонсором. Раз в два года на неделю Мумбаи превращается в центр моды, и ценители новинок с нетерпением ожидают, в чём же на этот раз выйдут модели на подиум. Сюда приезжают показывать коллекции такие известные бренды, как Louis Vuitton, Dolce & Gabbana и Roberto Cavalli. Большим событием для мира мировой моды стало когда-то появление здесь Наоми Кэмпбелл. А сами индийцы больше рады участию любимых киноактрис (Приянка Чопра Джонас, Дипика Падукон, Малайка Арора Хан и Арджун Рампал). Надо заметить, что лицом компании и её продвигающей силой были выбраны Шраддха Капур, Каджол Девгн, Карина Капур и Ананья Пандей.
Ещё одной важной составляющей компании стало создание сети салонов красоты Lakmé Lever, позиционирующей себя в качестве сети салонов номер один во всей Индии. По состоянию на 2021 год их количество подбирается к пяти сотням.
Продукция Lakmé
Винтажная косметика Lakme, поставлявшаяся в Советский Союз, сейчас привлекает не только воспоминаниями о детстве. Более того, ей интересуются не только женщины, но и коллекционеры, кропотливо собирающие предметы, связанные с Московской олимпиадой. В предолимпийские годы Индия наладила поставки своих товаров, украшенных олимпийской символикой. Lakme не была исключением.
Помимо косметики поставлялась и парфюмерия. Сейчас вспоминают, что в фирменных магазинах «Ганг» можно было купить флаконы с индийскими духами. Называют Jeu de fleurs с классическим восточным ароматом, Seduction, отдававший густой сладостью и Harmonie с нотками сандала и жасмина. Поставки парфюмерии пережили Советский Союз, так как эти духи продавались уже и в независимой России.
Главным косметическим направлением сейчас остаются макияж (губная помада, подводка для глаз и пр.) и средства для ухода за кожей. Бизнес Lakme, как и у многих других компаний, развивается по синусоиде. В настоящее время он идёт на спад. По крайней мере, сеть Lakmé Lever исптывала в 2020-2021 гг. спад посещаемости, хотя это можно списать на коронавирус. Тем не менее, Lakme не только традиционно остаётся среди самых надежных брендов Индии, но и улучшает свои позиции в этом списке.
Логотип Lakmé
Старый товарный знак Lakme, знакомый тем, кто покупал продукцию этой индийской фирмы в советские времена.
Современный товарный знак Lakme представляет собой название бренда, выполненное фирменным шрифтом. О каких-то перспективах ребрендинга компания пока не сообщала.
А это не индийский, а испанский косметический бренд с тем же названием. Не перепутайте!