История кузяевского фарфора началась в первой половине 19 столетия. Деревня Кузяево входила в Гжельский куст — группу из 27 населенных пунктов, где занимались гончарным промыслом. Производство керамики успешно развивалось в окрестностях Гжели с 14 века. Из высококачественных местных глин получалась прочная и удобная посуда бытового и аптекарского назначения. Промысел стал быстро наращивать обороты с 20-х годов 19 века, когда в моду вошла английская кухонная утварь в сине-голубых тонах. Поначалу здешние умельцы копировали заграничные изделия, выпускали фаянс высокого качества, позднее перешли на фарфор. Им удалось выработать собственный легкоузнаваемый стиль. Среди небольших семейных мастерских наиболее успешной стала фабрика Храпуновых в местечке Кузяево.
Набор из 4 чайных пар с цветочным декором, фарфор, 1961-1968 гг.
Фарфоровая фабрика Храпуновых
По легенде, представитель керамической династии Герасим Никитич Храпунов выведал секрет производства фарфора с помощью промышленного шпионажа. Павел Куликов (один из его земляков из деревни Володино) работал на крупнейшем фарфоровом производстве Подмосковья — Перовской фабрике. Куликов разузнал рецепт массы для тонкостенной керамики и решил выпускать изящные изделия самостоятельно, в строжайшей тайне. В собственном сарае он оборудовал небольшой цех, нанял помощника. Но конкуренты из Кузяево, среди которых был и Герасим Никитич, ночью пробрались в мастерскую, сделали рисунки печи, взяли образцы теста. Благодаря этому небольшое предприятие Храпуновых, производившее фаянс, перешло на выпуск фарфора — утонченной посуды, малой пластики. Продукцию выпускали в стиле ампир, для росписи была характерна яркость, богатство палитры.
Из-за слабой механизации производственных процессов наращивать объемы продукции не получалось. Предприятие закрылось в 1840 году.
Фабрика Храпунова-Новаго
В 1848 году Яков Герасимович Храпунов женился на Агафье Новой, получив в приданое крупную фарфоровую мастерскую. Предприятие основали братья Новые, передавая её по наследству. После смерти младшего из них фабрику унаследовала его вдова Агафья Новая, а в 1850 году предприятие возглавил Яков Храпунов и назвал «Фабрика Храпунова-Новаго». За 20 лет штат увеличился с 15 до 3,5 сотен человек. Цеха стали оборудовать гидравлическими прессами, шлифовальными машинами.
При братьях Новых в угоду моде изготавливали фарфоровые сервизы и чайные пары, тарелки, малую пластику с фольклорной тематикой. Также выпускали фаянсовые образцы с пейзажами, портретами царствующих особ, выполненными в одном цвете (наносили черной контурной краской). Мастера творчески перерабатывали наследие зарубежных коллег (чаще всего англичан), копировали востребованные модели конкурентов.
При Храпунове продолжили выпускать посуду для чаепитий с цветочным орнаментом, нарядные блюда. Форма чашек и ручки стала более простой и удобной. Наметился переход от ярких оттенков к более спокойным цветам. Для продукции характерно цветное крытье, по которому мастера наносили тонкую роспись. Нижнюю часть предметов декорирован ажурным подбором. Ручки изготавливали в виде ступенек или завитка. Предметы без цветного крытья украшали растительным орнаментом, позолотой.
На фабрике использовали в основном ручной труд. С помощью паровых машин разминали готовую массу и размалывали шихту. Точильщики на гончарных кругах делали заготовки, разнорабочие прикрепляли ручки и носики, помогали замешивать глину, заливать массу в формы. Фарфоровые и фаянсовые изделия проходили термическую обработку в разных горнах, предварительно их глазуровали и сушили. Росписью занимались женщины в отдельных небольших цехах. Условия труда оставляли желать лучшего, не соответствовали санитарным нормам конца 19 века. Для дальнейшего развития требовалась модернизация.
Пара чайная с цветочным декором на нежно-зеленом фоне, фарфор, роспись, золочение, 1850-1910 гг.
Кузяевский фарфор в 20-21 веках
В 1902 году цеха полностью переоснастили. Для малой пластики и изделий с лепниной стали использовать цветные поливы. В подражание Кузнецовым, в ассортименте появились предметы бытового назначения в виде зданий, мебели, животных: шкатулки-домики, масленки-корзины, солонки-совы.
В 1920 году предприятие национализировали. Прежние формы сохранили, декор сделали более лаконичным, от ручной росписи перешли к деколи. Большую часть массовых изделий экспортировали в республики Азии, высокохудожественные предметы продавали в Европу. Завод стал называться «Товарищество быв. Храпуновых», позднее — «Кузяевский». Многие гжельские мастера оттачивали здесь свои профессиональные навыки. Коллекционеры особенно ценят малую пластику 1950-70 годов. Автор большинства фигурок этого периода — Н.А. Догмарелли.
Чайник заварочный с цветочным декором, фарфор, деколь, 1963-1991 гг.
В 1980-х годах в декоре массовой посуды появились дулевские мотивы. В 2001 году завод закрылся, не выдержав конкуренции с китайской тонкостенной керамикой.