Советское художественное литьё большинство автоматически связывает с Каслинским промыслом. А ведь в Советском Союзе было немало предприятий, способных не только выполнять чугунное литьё по чужим формам, но и разрабатывать собственные высокохудожественные литые скульптуры. Одним из таких предприятий смело можно считать Кусинский литейный завод.
Скульптура «Кормящая лань»
История Кусинского завода
Планы построить завод на «Кусинском месте» существовали ещё в середине 18 столетия, так как Иван и Григорий Мосоловы, уже владевшие к тому времени Косотурским заводом, выкупили эту землю. Однако основателем предприятия в 1778 году стал Илларион Лугинин из Тулы, который и возвёл в месте впадения реки Куса в Ай заводские корпуса и завёз нужное оборудование. Для организации производства сюда прислали рабочих Златоустовского завода, а для подсобных операций были куплены крестьяне Ветлужского округа Костромского наместничества. Через двадцать лет завод взяли на казённое обеспечение.
Блюдо ажурное с растительным декором
В 1800 году здесь работало уже полторы сотни человек, а рабочем посёлке числилось две тысячи жителей. Через год завод приобрёл Андрей Андреевич Кнауф – хозяин Златоустовских предприятий. Через десять лет объём обработки руды вырос до 350 000 пудов. Тогда же создали казённый Златоустовский горный округ, а Кусинский завод оказался в его составе, ежегодно выдавая до 160 000 пудов чугуна и литья, а также до 50 000 пудов железа и изделий из него. Вклад в победу в Отечественной войне 1812 года Кусинский завод внёс литьём снарядов и ядер для русского войска. Уже в первой половине 19 столетия здесь осуществляли печное и архитектурное литьё, а с 1883 году к ним добавилось и художественное. В Первую мировую войну завод снова перевели на выпуск снарядов.
Бюст В.И. Ленина
После Октябрьской революции завод влачил жалкое существование. Он выполнял разовые отливки, изображавшие революционных деятелей, а также поучаствовал в создании первых памятников советской эпохи (например, погибшим в Златоусте большевикам или расстрелянным в Кусе красногвардейцам). Однако для поддержания завода этого было мало, и в 1922 году завод закрыли. Но через два года, когда в стране появился крепкий рубль, возникла необходимость во множестве предприятий. Заработал снова и Кусинский завод, делая чугунную посуду, печные аксессуары, хозяйственный инвентарь и прочие предметы быта тех лет. А в 1925 году вернулись и к художественному литью (впрочем, отдельный цех художественного литья на заводе появился вновь значительно позже). С 1927 года предприятие перепрофилировали в машиностроительное, хотя название «Кусинский машиностроительный завод» ему дали лишь в 1942 году. Вскоре после переименования рабочий посёлок получил статус города районного подчинения.
В 1960-е годы завод решили превратить в ведущее предприятие, которое делало бы энергетическое оборудование для всей страны. Поэтому следующие два с половиной десятилетия здесь шла масштабная реконструкция. Она и спасла предприятие в рыночный период. Если заводы с устаревшим оборудованием останавливались навсегда, то Кусинский литейно-машиностроительный завод сумел пережить трудный период. Производство расширяется, растёт и номенклатура выпускаемых здесь изделий.
Кусинское художественное литьё
В 1883 году первая партия образцов художественных изделий отправили в столицу, где они получили одобрение Горного департамента. Чеслав Валерианович Панцержинский, управлявший заводом, решил придать делу широкий размах. Для этого от Каслинского завода прибыли опытные формовщики, которым передали литейную мастерскую, превращённую в специализированный цех. Видя, что копирование каслинских форм прошло успешно, Панцержинский принимается за составление собственного ассортимента. Ему привозят скульптуры из различных материалов, с которых мастера делают формы для чугунных отливок. Начинается плодотворное сотрудничество со Златоустом, откуда поступают для тиражирования в чугуне красивые предметы быта, привлекшие внимания публики на выставках и ярмарках.
Шкатулка ажурная
За короткий период Кусинское литьё достигло небывалых высот, что подтверждают многочисленные награды. В 1888 году на Всемирной выставке в Копенгагене изделия из Кусы отметили Похвальным листом, через пять лет в Чикаго – Почётным дипломом. На Всемирной выставке в Стокгольме 1897 года Кусинское литьё удостоено серебряной медалью, а по итогам Всемирной выставки в Милане 1906 года оно получило Гран-при. Большую золотую медаль ему вручили в 1911 году на Сибирско-Уральской художественно-промышленной выставке в Омске. И это далеко не все значимые награды. Казалось бы, Кусинское литьё ожидает великое будущее. Но массовое производство столкнулось с трудностями. Спрос на литьё снизился ещё к началу ХХ века, а революционные волнения в 1905 году и вовсе подорвали его. Штат цеха художественного литья сократили, переведя мастеров на другие участки работы. Впрочем, не только художественное, но и прочее литьё в Кусе становилось убыточным.
Подставка для писем в стиле Людовика XIV (автор модели Ф.О. Васенин)
И всё же заводской прейскурант 1913 года на кабинетное литьё включал 423 наименования. Здесь большой заслугой была деятельность заводского скульптора и художника Фёдора Осиповича Васенина. Отливки по его авторским моделям стали заметным явлением не только в масштабе завода, но и выделялись среди аналогов других предприятий. Много внимания Васенин уделял бытовым предметам. Его формы включают не только статуэтки, но и шкатулки, пепельницы, чернильницы, декоративные вазы и тарелки.
В советский довоенный период завод делал отливки по формам, появившимся ещё до революции. Выбор новых изделий в общем ассортименте был крайне скуден. Однако за это время появились отливки, увековечившие в чугуне Ленина, Сталина и Кирова, а также Пушкина и Горького. Новую жизнь страны отражали скульптуры «Пионеры» (композиция из горниста и барабанщика). В 1930-е гг. решётки и светильники делали по заказу Метростроя. Тогда же выполнен и заказ Мосгорсвета – крепящиеся на стенах зданий стойки наружного освещения.
Скульптура «Володя Ульянов с книгой»
Лучшие образцы кусинского литья вновь стали выпускаться с 1946 года. Однако вскоре оно чуть было не прекратилось вовсе, когда мастеров художественного литья передали цеху ширпотреба, где выпускалась обычная бытовая посуда. Это заставило некоторых специалистов покинуть завод. Новая мастерская художественного литья возникла лишь к середине 1950-х гг., но и тогда она оставалась в ведомстве цеха ширпотреба. Новые высокохудожественные модели появились только в середине 1960-х гг., когда на завод командировали профессиональных скульпторов из Ленинграда и Москвы. Помогли заводу обновить ассортимент и работы местных художников и скульпторов Яна Георгиевича Верича, Аполоса Александровича Маркова, Василия Петровича Киселёва и Сергея Михайловича Кузьмина.
Статуэтка «Барон Мюнхгаузен»
В постсоветский период интерес к художественному литью катастрофически упал, что сказалось и на Кусинском заводе. В 2004 года он распрощался с оборудованием для художественного литья и литейными формами, которые отправили на Саткинский металлургический завод, а затем продал и эталонные отливки. Поддержка этого направления в минимальном объёме ещё сохранялась какое-то время, так как в 2013 году завод выставлял на сайте ассортимент продукции художественного литья из чугуна. Однако в 2022 году в разделе «литьё» присутствует только парковое и архитектурное. Впрочем, завод до сих пор предлагает выполнить литьё по чертежам заказчика.
Клейма Кусинского завода
Клейма, не относящиеся к художественному литью, хорошо проиллюстрированы в монографии Н.С. Корепанова и Е.Ю. Рукосоева «Клейма уральских заводов XVII-XIX вв.».
Художественные изделия в дореволюционный период обычно имели два клейма: двуглавого орла, обрамлённого кругом, и указание «КУС.З.», обрамлённое прямоугольником. Кроме того, на предметах дополнительным клеймом могли указывать каталожные номера. Одиночный каталожный номер порой исполнял роль заводского клейма.
В советский довоенный период стандартное клеймо представляло собой указание «КУС.З.», обрамлённое прямоугольником. Известно также выполненное курсивом клеймо «КУС. ЗА.» вместе с каталожным номером. На предмете также может присутствовать клеймо Высшего Совета Народного Хозяйства – пятиконечная звезда с серпом и молотом, обрамлённых указанием «ВЫС. СОВ. НАР. ХОЗ.». Сбивает при идентификации предмета клеймо «КК.З.», обрамлённое прямоугольником. Оно совпадает с клеймом Каменского казённого завода (к тому моменту уже закрытого).
С 1944 по 1956 год проставлялось клеймо «КУС.З.», обрамлённое прямоугольником. На предмете может присутствовать дата или табельный номер формовщика. Однако есть и более интересный вариант в виде трапеции с вписанными в неё широкой буквы «М» и находящимися под ней буквами «К» и «3» меньшего размера. На таких предметах тоже может иметься дата и табельный номер формовщика, а также надпись «КУСА». Кроме того, проставлялись авторские клейма («ск Верич», «форм Рябинин» и др.).
В поздний период (1956-2005 гг.) могло проставляться ещё и клеймо вида «Кусинский з-д», обрамлённое прямоугольником, а рядом дата (тоже в рамке) или просто буква «К» в рамке. Ещё практиковались клейма без рамки, состоящие из имени города «КУСА» (или «г. КУСА») и даты. Дата могла быть перед именем города или после него.