Коростенский завод — один из самых известных производителей украинского фарфора. Предприятие прославилось уникальным «полесским» стилем и безупречным качеством. На заводе массово изготавливали тарелки и сервизы, выпускали сувенирную продукцию, изделия для гостиниц и ресторанов. Большим спросом среди коллекционеров пользуются серии коростенской малой пластики, штофы, вазы, винные наборы, агитационный фарфор, чайные пары.
История
Фарфоровый завод в Коростене в начале ХХ века начал строить поляк Тимофей Карлович Пржибыльский, а в 1909 году предприятие дало первые изделия. Возникновению производства способствовало строительство железной дороги (1902 год), наличие работников, которых можно было нанять за небольшие деньги, лесных ресурсов. Отправка готового товара по железнодорожным путям была значительно выгоднее гужевого транспорта. Сырье (каолиновую глину) добывали в окрестностях Коростеня. Глина славилась белизной и доступностью, залегала близко к поверхности (20 метров). По объему залежей Житомирщина уступала только китайским, британским, американским месторождениям. В первые годы на заводе делали белье (белую посуду). Для росписи образцы возили в Польшу. Это было выгоднее, чем организовывать производство полного цикла в Коростене. Чаще всего выпускали дорогостоящие сервизы, служившие предметами роскоши.
После революции 1917 года предприятие национализировали. Во время Гражданской войны цеха изрядно пострадали. Часть оборудования и форм были безвозвратно потеряны. После окончания боевых действий правительство СССР занялось восстановлением завода, как и других предприятий этой отрасли. Назвали его в честь Ф.Э. Дзержинского. Фарфор производили на экспорт, заключив контракты с Турцией и Египтом. Молодому советскому государству была нужна валюта, чтобы закупать за границей оборудование и технику. В 1935 году на предприятии работало 4,5 сотни человек, посуда была качественная, прочная, недорогая.
Во время Великой отечественной войны Коростенский завод пострадал, но уже в 1945 году производство посуды восстановили. В 1950-х годах стали выпускать не только обычную посуду, но и декоративные образцы. Автоматизация производства, установка туннельных печей позволила увеличить производство в 2 раза. В 1970-х годах завод удовлетворял спрос страны в тарелках, в 1980-х годах — в сервизах с художественной росписью.
После распада СССР фарфор поставляли в Германию, страны СНГ, Израиль, Прибалтику, США, но поставки вскоре резко сократились и сошли на нет. ЗАО «Коростенский фарфор» успешно работало на внутренний рынок. Мастера выполняли частные заказы, изготавливали статусные подарки, спортивные кубки, храмовый декор.
Украинский фарфоровый гигант пережил войны, но не выдержал конкуренции с дешевой китайской керамикой, лавина которой хлынула в страну после вступления ее в ВТО (Всемирную торговую организацию). Оборудование разобрали и вывезли в 2013 году. В городском Доме культуры открыли музей завода, экспозиция насчитывала около 6 сотен образцов тонкостенной керамики.
Продукция
Керамический гигант обрел свое «лицо» благодаря талантливым художникам: Вере Яцевич, Валентине и Николаю Трегубовым.
В. П. Яцевич создавала анималистическую малую пластику. Фигурки животных были выполнены в классических традициях, получались удивительно реалистичными, поражали красотой линий. Вера Павловна также работала с темой детства. Самые известные работы: «Андриеш», «Перед выступлением». Ее скульптуры относятся к малотиражным сериям, каждая из них считается антикварной редкостью.
Валентине Трегубовой удалось сформировать особый «полесский» стиль. Продукция приобрела яркий национальный колорит, узнаваемый в СССР и за границей. Для ее скульптур характерны лаконизм, выразительность, душевность, отсутствие пышного декора. Сюжеты связаны с украинской литературой и фольклором: серии «Украинская свадьба», «Наши будни», столовые гарнитуры «Карпаты-75», «Ландыш», «Киевская Русь» и «Роксолана». Благодаря Трегубовым фарфор Коростеня смог соперничать с лучшими европейскими образцами.
Стоит отметить работы А. Г. Шевченко, который пришел на завод в конце 1970-х годов. Он расписывал столовые сервизы, созданные по формам Н. Трегубова и других мастеров. Роспись Шевченко напоминает классические образцы Европы. Для его стиля характерна максимальная реалистичность, использование специального красителя, придающего изделиям перламутровый или металлический блеск.
Сейчас продукцию КФЗ можно купить на вторичном рынке. Многие образцы сохранились в состоянии новых. По цене они вполне доступны, если сравнивать с итальянскими и немецкими образцами.