Неверно, что славные имена великих фарфористов остались в прошлом. История современного фарфора складывается на наших глазах. И на небосклоне нового российского искусства загораются постоянно яркие звёзды художников. Одним из тех, чей стиль не только узнаваем, но и притягателен, стал Николай Абрамович. Ценители, говоря о его работах, могут спорить, какая из фигурок удалась лучше всех. Но все споры приходят к единому выводу: любая работа Абрамовича излучает мягкий свет доброты.
История мастерской Николая Абрамовича
Творческий путь художника-фарфориста Николая Абрамовича начался на Вербилковской фарфоровой фабрике, куда он пришёл по окончании художественного училища. Стремления художника немного опередили время. Шли 1980-е гг., и компания молодых художников предприятия нащупала канал, по которому можно было наладить продажу необычных оригинальных фарфоровых фигурок напрямую за границу. Принятие ряда законов предполагала такую возможность. Дело оставалось за производственной базой. Энтузиасты предложили директору завода, что их группа в нерабочее время и по ночам станет создавать авторские изделия, тогда как в положенные по служебному распорядку часы любой из художников будет рисовать то, что нужно заводу. При этом художники готовы были и оплачивать сырьё в десятикратном размере, и ставить фабричное клеймо. Однако руководитель тогда посчитал, что трудовая дисциплина рухнет, если ряд специалистов начнёт зарабатывать на порядок выше остальных.
Николаю Абрамовичу не нравилось, что от создания авторской формы до запуска фигурки в серию могли пройти годы. А некоторые из форм могли и вовсе не получить одобрения художественного совета. Николай до сих пор вспоминает, что одну из статуэток, ожидавшую очередь на серийное воплощение, просто отдали в подарок важному гостю. Поэтому Абрамович оказался в числе тех, кто написал заявление на увольнение. Тогда казалось, что широкая дорога для творчества вот-вот откроется, и бессмысленно её ждать там, где пути намеренно закрывают. Однако уволившиеся быстро столкнулись со сложностями. Недостаточно было придумать фигурку, которая станет хорошо продаваться. Требовался большой производственный цикл, упиравшийся в печи для обжига с температурой в 1400 градусов. На тот момент его могли обеспечить лишь государственные предприятия.
Пословица «не было счастья, да несчастье помогло» косвенно отражает дальнейшие события. В 1990-е гг. большинству граждан России стало не до фарфора, поэтому объём изделий в Вербилках резко снизился. Часть производства остановили, появились пустующие помещения. В 2002 году Николай Абрамович, скооперировавшись с Александром Скородумовым, арендовали один из опустевших корпусов, разместив там печи для обжига. С этого момента началась жизнь творческой мастерской. Александр разрабатывал модели, а Николай занимался росписью. Впоследствии Скородумов покинул мастерскую, но процесс уже был отлажен, и фигуркам, произведённым там, сопутствовал успех.
Изделия мастерской Николая Абрамовича
Главной творческой целью сам Абрамович считает увековечивание в малой форме благородного образа русской борзой. С этой породой связана большая часть его жизни. И к русской борзой Абрамовича привёл опять-таки фарфор. Ещё работая на заводе, Николай познакомился с модельщиком, страстно увлекающимся псовой охотой. Слушая его рассказы, Абрамович и сам заинтересовался охотой, начал покупать литературу, а затем и завел первую охотничью собаку, которую назвал Летай. Фигуркой русской борзой Николай дополнил пепельницу – одну из своих первых работ. Художественный совет воспринял изделие с одобрением и отправил в серию. Но в процессе наладки серийного производства собаку упростили, из-за чего характерные черты русской борзой были утрачены.
Русская борзая помогла Абрамовичу обрести известность. В порыве Николай слепил 65 оригинальных статуэток борзых, которые разошлись удивительно быстро, уйдя даже во Францию и Швейцарию. Сейчас Николай вспоминает, что из той первой коллекции в его распоряжении остался разве что десяток фигурок. Но именно этот успех подтвердил, что надо добиваться собственную мастерскую, где популярные модели можно было делать не в единичном экземпляре, а партиями. На рынке тогда царствовали «усреднённые» собаки, а Николай хотел создавать статуэтки конкретных пород. Такие, как в реальной жизни.
Но одними русскими борзыми и прочими собачьими породами, в числе которых оказались немецкая овчарка, лабрадор, скотч-терьер и такса, дело не ограничилось. Очень скоро мастерская занялась выпуском кошек. Сейчас трудно поверить, но тогда на рынке оказался жуткий дефицит кошачьих. А друзья удивлялись, что Николай творит одним собак. Ведь есть же и другие животные. Наряду с книгами по псовой охоте Николай начал покупать и те, где говорилось о кошачьих породах. Изучал их, чтобы фигурки получались реалистичными.
На волне «Парка Юрского периода» и последовавших продолжений у народа проснулся интерес к динозаврам. Художественно-керамическая мастерская Николая Абрамовича тут же отреагировала на запрос, начав формировать коллекцию с доисторическими животными. И опять были поездки по музеям, закупки книг и фотоальбомов, формирование идей, знакомство с палеонтологами. Результатом стала авторская коллекция из двух десятков фигурок, вызвавшая одобрение даже у директора Палеонтологического музея Москвы. После того, как оригинальные работы разобрали ценители, Абрамович приступил к серийному производству. Вот так и получается, что ведущим направлением мастерской стала анималистика.
Необычным отклонением от основного направления может стать панно из фарфора с изображением домов, чем Абрамовичу рекомендовали заняться коллеги. Когда-нибудь из собрания работ Николая можно будет составить настоящий фарфоровый город. Впрочем, этот город узнать будет несложно, так как для воплощения в фарфоре Абрамович выбрал улочки дореволюционной Москвы с богатыми особняками и купеческими лавками. Правда, эти изделия выходят ограниченным тиражом, так как делать их достаточно трудоёмко. Зато массовыми партиями к очередным новогодним праздникам Художественно-керамическая мастерская Николая Абрамовича выпускает весёлые фигурки символов Восточного календаря. Впрочем, купить статуэтки Николая Абрамовича порой непросто, ведь мастерская у него пока невелика. Николай создаёт формы и расписывает отлитые изделия. Его жена занимается бухгалтерией и работает вместе с парой литейщиков. Помогают Николаю в росписи три художницы.
Маркировка изделий Николая Абрамовича
Узнаваемым логотипом мастерской стала лигатура (соединение нескольких букв) инициалов художника. Одна из наклонных линий и размашистая горизонтальная черта стали общей частью букв «А» и «Н».
Эту же лигатуру мы увидим и на изделиях авторства Николая Абрамовича.