Древнерусский глагол «скать», служивший синонимом слову «свивать», отражает удивительное русское ремесло – скань, когда из тонкой проволоки, спаенной с мельчайшими металлическими шариками, свивается диковинный узор. Ювелиры используют для обозначения этой техники термин «филигрань», пришедшее к нам из итальянского языка, где слово «filigrana» образовалось от слияния «filum» («нить») и «granum» («зерно»), что нам в итоге даёт те же шарики и проволоку.
История Казаковской артели
После Октябрьской революции в селе Казаково Нижегородской области существовало два основных вида деятельности. Женщины плели рогожу, а мужчины делали ложки и вилки, а также занимались сопутствующей металлообработкой. 5 октября 1927 года несколько кустарей-металлистов объединились в артель. Поворотный момент в работе артели произошёл в 1939 году, когда в Казаково приехала из-под Костромы выпускница Красносельского техникума художественной обработки металла Ольга Ивановна Тараканова. Её командировали сюда с целью зарождения нового народного промысла, который она предложила организовать на базе артели «Металлист». К тому времени рогожу почти перестали плести, и женщины села перебивались случайными заработками. Поэтому председатель артели одобрил начинание, и Ольга Ивановна стала набирать работниц. Производство началось с выделки мелких деталей, которые после предстояло собрать в сложный узор. Первую развёртку подстаканника модели «Парашют» здесь произвели в ноябре 1939 года.
Поначалу сотрудники московского ювелирторга, куда Ольга Ивановна привезла товар, отказывались от сотрудничества с артелью, о которой ничего не было известно. Однако сопротивление не только было преодолено, но и последовал договор на поставку серебра для артели. Это привело к укреплению нового производства. Следующими моделями стали подстаканник «Бабочка» и портсигар «Виноград». Попутно занялись выделкой филигранных пуговиц, ажурных поясных пряжек и запонок. Именно тогда здесь зародился оригинальный казаковский тип филигранного орнамента. Поэтому задачу, поставленную перед Таракановой, Ольга Ивановна полностью реализовала.
Подстаканник в технике ажурной скани (1950-1960 гг.)
Казаковская ювелирно-художественная артель (как называлась она в 1946-1948 гг.) закрепила за собой выпуск предметов со сканью, но не отказывалась и от производства вилок и ножей, что продолжает считаться основным направлением. Перевод на плановые рельсы с жёсткой нормой выработки, что сказалось и на художественных изделиях, вынудил Ольгу Ивановну попросить перевод в другое место. Уход основательницы чуть было не погубил только что окрепший промысел. Лишь стараниями председателя артели Н.С. Евтеева филигрань в Казаково не только сохранилась, но и вышла на новый уровень: модернизируется цех и расширяется ассортимент изделий со сканью.
Казаковский завод художественных изделий
Подстаканник «"Ракета" на волнах», алюминий, золочение (1970-1980 гг.)
Производственные успехи и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 апреля 1956 года «О реорганизации промысловой кооперации» превращают артель в Казаковский завод художественных изделий. Приближается Московский фестиваль молодёжи и студентов, поэтому кроме узорных филигранных и алюминиевых анодированных подстаканников здесь осваивают выпуск фестивальных карандашниц с филигранью. 1960-е гг. не зря считаются бурным расцветом завода. Вазы под цветы и печенье, конфетницы, брошки и брелки продаются по всей стране, а часть уходит на экспорт. Пиковым моментом триумфа можно считать участие во Всемирной выставке 1967 года (Монреаль, Канада), где выставлялись настенные панно «Храм Василия Блаженного», «Красная площадь» и «Мавзолей». В этот период происходит творческое слияние с ещё одним народным промыслом – Хохломой, когда выпускается серия филигранных брошей с хохломскими матрешками. Казаковские мастера уже давно ушли от копирования, следуя узорам собственной разработки, где строгость, простота и лаконичность сочетаются воздушной легкостью полёта. При этом, несмотря на впечатление хрупкости, Казаковские узорные подстаканники отлично выдерживают тяжесть наполненного чаем стакана благодаря продуманной конструкцией массивной основы.
Казаковское производственное ювелирное объединение (КПЮО)
Набор сервировочных ложек с витыми ручками и растительным орнаментом
Достижения приводят к очередному витку развития. В 1973 году завод реорганизуют в Казаковское производственное ювелирное объединение, влив в его состав Варнавинский филиал, занявшийся производством изделий из кости и Борнуковскую Пещеру, отвечавшую за камнерезные товары. А через несколько лет Дзержинский филиал КПЮО начинает выпуск предметов, где изящная филигрань объединена с искусственной или натуральной кожей. С 1975 года происходит переход массового выпуска от женских украшений на предметы для сервировки стола. Специалисты художественной мастерской КПЮО предлагают различные версии чайных ложечек. Далее пошли мельхиоровые наборы с золочёными фрагментами, а также художественные настенные блюда со сканью. Освоен выпуск значков, памятных медалей и спортивных сувениров.
Казаковское предприятие художественных изделий (Казаковское ПХИ)
Вскоре после распада СССР в КПЮО проходит ряд преобразований, которые в итоге привели к созданию в 1998 году закрытого акционерного общества «Казаковское предприятие художественных изделий». Несмотря на то, что к этому моменту все три его филиала отсоединились, став самостоятельными предприятиями, производство удалось сохранить. Сократившийся экспорт заместили изготовлением обрядовых изделий для храмовых церемоний, а также индивидуальных высокохудожественных ювелирных украшений. В качестве презента скань из Казакова досталась Виктору Черномырдину и Маргарет Тэтчер. Налажен выпуск музыкальных шкатулок и изысканных искусственных цветов. Казаковское ПХИ успешно продолжает традиции народных художественных промыслов, внося в классическую основу неожиданные новинки 21-го столетия.
Клейма Казаковского завода художественных изделий
Чаще всего на изделиях предприятия встречается клеймо «КХИ» и «Птичка» - стилизованная буква «К» в виде птицы.