Главной целью создания издательства «Советский художник» было познакомить народ огромной страны с жизнью многонационального советского искусства и показать шедевры мирового искусства. Быть может, советские граждане и не могли отправиться на выходные в Лувр, Музейный остров Берлина или музеи Ватикана, но они могли получить представление о находящихся там сокровищах из художественного альбома. Издательство подробно освещало биографии художников в нескольких сериях, попутно издавая наборы с репродукциями самых известных живописцев.
Книга «Искусство древней традиции. Палех», изд. «Советский художник» (1984 г.)
История издательства «Советский художник»
Только-только закончилась Великая Отечественная война, но, наряду с восстановлением народного хозяйства, советская власть озаботилась и о культуре. Поэтому в 1946 году в Москве создаётся специализированное издательство «Советский художник», призванное работать с Союзом художников СССР и обеспечивать его потребности для печати необходимых художественных и просветительских материалов.
Альбом «Государственный Эрмитаж. Памятники русской художественной культуры» (1977 г.)
В рамках реорганизации существовавшее с 1930 года издательство «ИЗОГИЗ» («Изобразительное искусство») в 1963-1964 гг. было объединено с «Советским художником». В 1969 году «Советский художник» пережил ещё одну организацию, когда его Ленинградский филиал получил самостоятельность и превратился в издательство «Аврора» (существует и сейчас в виде акционерного общества в Санкт-Петербурге с филиалом в Москве). Высокий уровень продукции «Советского художника» был неоднократно отмечен и в стране, и за рубежом. Например, художественный альбом, рассказывающий о жизни музея Меншиковского дворца был удостоен диплома Лейпцигской книжной ярмарки.
Демосфенова Г.Л. «Журнальная графика Дейнеки» (1979 г.)
Основной продукцией предприятия стали всевозможные материалы по советскому изобразительному искусству. В их число входили альбомы, книги, художественные репродукции, открытки, буклеты, каталоги, плакаты и афиши к художественным выставкам. Именно «Советскому художнику» с 1974 года поручили печатать научный альманах «Советское искусствознание», который многими искусствоведами считался главным журналом СССР по истории и теории искусства. Он стал площадкой для активных выступлений преподавателей кафедр истории искусств ведущих ВУЗов страны с привлечением научных сотрудников ВНИИ искусствознания Министерства культуры, НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств и других учреждений науки и культуры. Также здесь печатались такие периодические издания как «Творчество» (ежемесячный печатный орган Союза художников СССР) и «Декоративное искусство СССР» (этот журнал знакомил читателей с мастерами народных промыслов).
Когда слово «советское» начало исчезать из названий периодических изданий и организаций, «Советский художник» тоже поменял имя. С начала 1990-х гг. это издательство «Галарт», преобразованное из государственного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Оно сотрудничает с Международной конфедерацией союзов художников. Наработанные ещё при СССР связи позволили издательству выпускать книги на столь же высоком уровне, так как в его работе принимали участие известнейшие российские искусствоведы.
Продукция издательства «Советский художник»
«Памятники древнего зодчества. Ярославль», изд. «Советский художник» (1968 г.)
Одной из самых впечатляющих по оформлению серий конца 1960-х гг. стали альбомы горизонтального формата «Памятники древнего зодчества». Каждый альбом представлял древнерусский город подборкой картин, рисунков и гравюр известных художников. Атмосферу задавала вступительная статья, рассказывающая об истории и знаковых достопримечательностях города. Так как предполагалось, что альбомами заинтересуются и зарубежные гости, текст статьи кратко был переведён на английский, французский и немецкий языки. Чтобы показать древнерусскую архитектуру во всей красе, печать осуществляли в ГДР (типография «Фёрстер и Борриес КГ»). Серия состоит из десять выпусков, последний из которых издали в 1972 году.
«Павел Кузнецов», изд. «Советский художник» (1975 г.)
Красиво издана и книжная серия «Рассказы о художниках», где в интересной форме читатель узнаёт о жизни и творчестве выдающихся советских творцах, а заодно знакомится с их произведениями, которые приведено на иллюстрациях большого формата. Например, книга «В мастерской на Петроградской стороне» приводит в художественной форме биографию скульптора М.К. Аникушина. А на иллюстрациях приведены памятник А.С. Пушкину (г. Ленинграде), монумент защитникам Ленинграда и другие скульптуры. Начавшись в 1977 году, серия выходила до 1990 года включительно.
В Советском Союзе юмор выходил в очень дозированной форме. Поэтому большим успехом пользовалась серия «Советского художника» под названием «Мастера советской карикатуры» в виде альбома, собравшего лучшие карикатуры определённого автора. Выпуски этой серии показывали творчество Константина Ротова, Михаила Черемных, Виктора Чижикова, Дмитрия Моора, Евгения Мигунова и других мастеров этого жанра. Не менее популярны были выпуски серии «У нас в гостях», каждый из которых давал подборку публикаций сатирических журналов союзной или автономной республик страны. Благодаря этой серии советские граждане познакомились и с юмором социалистических стран, благодаря альбомам, посвящённым журналам «Дикобраз» (Чехословакия), «Лудаш Мати» (Венгрия) и «Урзика» (Румыния).
После преобразования в «Галарт» основное направление изданий не изменилось: они по-прежнему посвящены изобразительному искусству. Высокий уровень отмечен у таких книг, как «Русские ювелирные украшения» и «Пионеры советского дизайна». Познавательными получились подготовленными Ю. Овсянниковым «История памятников архитектуры» и «Картины русского быта».
Логотипы издательства «Советский художник»
За свою историю издательство обзавелось множеством логотипов. История некоторых может стать увлекательным искусствоведческим исследованием. Например, один из логотипов «Советского художника» чем-то родственен ранней эмблеме слитого с ним издательства «ИЗОГИЗ».
Выше приведена подборка логотипов, которые использовало издательство «Советский художник», из коллекции, собранной Артемием Лебедевым.
Но существуют и другие эмблемы, связанные с издательством «Советский художник». Примером тому титульный лист каталога выставки Натальи Нестеровой, изданного в 1989 году.