Сейчас с помощью информационных технологий любой человек, подключённый к всемирной сети, может увидеть множество примечательных мест, не выходя из дома. Сервисы, связанные с веб-камерами, помогут ему пройтись по улицам Парижа или исследовать сокровища знаменитых музеев. В советское время поход в художественную галерею, находящуюся за тысячи километров, или подробную экскурсию по какому-либо из древнерусских городов заменял красочный фотоальбом. Одним из предприятий, специализировавшихся на выпуске подобных фотоальбомов, было издательство «Планета». Само оно позиционировало себя в качестве единственного в СССР специализированного фотоиздательства.
Альбом «Рождение вулкана»
История издательства «Планета»
В 1969 году Государственный комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли решил выделить из уже существующего издательства «Советский художник» его редакцию фотоизданий. На базе этой редакции с помощью сотрудников творческого объединения Союза журналистов СССР «Орбита» основали новое издательство. Имя ему дали созвучное «Орбите» - «Планета». Но логичнее было бы в названии отразить какую-либо грань фотодела, так как созданному издательству предстояло развивать именно эту отрасль. Неудивительно, что выпуск журнала «Советское фото» поручили «Планете».
Фотоальбом "Ильич. Альбом Н.К. Крупской" (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина)
За первую пятилетку своей деятельности издательство выпустило около сотни фотоальбомов различной тематики. Издательство сразу взяло высокую планку как по оформлению, так и по текстовому наполнению изданий. Дипломами на всесоюзных конкурсах отмечены изданные в этот период фотоальбомы «В. И. Ленин», «Советский Союз», «К вулканам Камчатки», «Байкал» и другие. В 1973 году продукция «Планеты» экспонировалась в Берлине на Всемирном конкурсе «Самая красивая книга в мире». При этом альбом «Командоры» был награждён бронзовой медалью конкурса, а фотоальбом «Москва» удостоился золотой медали.
Котов В.Т. "Палехские миниатюры", (на 4 языках), миниатюрное издание
В советское время издательство планомерно развивалось. Например, в 1979 году здесь было выпущено всего шесть книг и брошюр общим тиражом в 132 000 экземпляров, а в 1990 году количество данной номенклатуры достигло 28 позиций, при этом их общий тираж уже превысил миллион экземпляров. Надо заметить, что книги и брошюры были не основным направлением «Планеты». Главный упор делался на открытки, фотопортреты, буклеты, фотомонтажи и уже упомянутые фотоальбомы.
Постсоветское время привело к упадку «Планеты», так как её прежняя тематика перестала пользоваться у населения спросом. На книжном рынке начали действовать издательства нового поколения, оперативно реагирующие на меняющийся спрос. Вторым днём рождения «Планеты» можно считать 5 сентября 2005 года, когда издательство возродилось в качестве общества с ограниченной ответственностью. Собственный издательский план теперь кроме традиционной продукции включает книги по истории, архитектуре, классической литературе для взрослых и детей, а также учебники. На коммерческой основе «Планета» предлагает авторам издать книгу с нуля, а также производит разработку корпоративных изданий, выпускаемых на полиграфии высокого качества.
Продукция издательства «Планета»
Библиофилам первой половины 1970-х гг. издательство «Планета» запомнилось серией «Архитектурные памятники древних русских городов». В 1970 году появились фотоальбомы, посвящённые Владимиру, Суздалю, Костроме и Ростову Великому. В 1971 году к ним добавились альбомы, рассказывающие о Ярославе и Загорске. Финальной точкой серии, стал выпуск 1974 года «Переславль-Залесский». В отличие от привычных красочных изданий эти фотоальбомы, включавшие и цветные, и чёрно-белые снимки, были уменьшенного формата.
"Фото 71" Снимки советских фотомастеров и фотолюбителей
Выпуск журнала «Советское фото» помогал составлению большого архива снимков, которые фотографы СССР присылали из разных концов страны. На базе этого архива «Планета» издавала годовые сборники самых примечательных фотографий. Кроме того, появлялись издания, как бы подытоживающие определённый период развития общества, отражённый фотоснимками (например, сборник статей «Фотожурналист и время»).
«От съезда к съезду»
В задачу издательства также входила пропаганда достижений Советского Союза и других стран социалистического блока в области экономики, науки и культуры (например, двухтомник «От съезда к съезду»). Также пропагандировался советский образ жизни, борьба за мир и национальную независимость угнетённых народов. Фотография для издательства «Планета» была могучим оружием на полях сражений холодной войны, и страна не жалела денег на красочную полиграфию.
В 1970 году набором открыток «Блюда русской кухни» стартовала большая серия, посвящённая особенностям национальной готовки советских республик и населяющих их народов. Открытки показывали самые примечательные национальные блюда. Однако издавались наборы открыток, показывающие достопримечательности советских городов. Выходили сборники, повествующие о секретах народных промыслов (например, «Дагестанская чеканка» или «Искусство мастеров Златоуста»). Увлекательными получились наборы «Экскурсия в природу», заглядывающие в необычные места нашего мира («Минералы» или «Обитатели Японского моря»).
Современные издания «Планеты» ничуть не уступают лучшим советским образцам, а по ряду параметров и превосходят их. Необычным получился фотоальбом «Московский звёздный дом», выпущенный к 90-летию Московского планетария. Внушительно смотрится на полке большая энциклопедия «Грибы». Туристам, прибывшим из других стран, предназначен альбом «Our Moscow», а исследователям советского искусства – издание «Плакаты Великой Отечественной войны». Для детей с теплом разработали оригинальный учебник «Букварёнкина школа» в ярком оформлении.
Логотип издательства «Планета»
На титульном листе фотоальбомов «Планеты» обычно просто печатали «ИЗДАТЕЛЬСТВО ПЛАНЕТА, МОСКВА» и год издания.
Тем не менее, издательство имело и зарегистрированные товарные знаки. Две версии товарного знака в бытность «Планеты» государственным изданием приведены выше.
Общество с ограниченной ответственностью взяло за базу один из старый логотипов, зарегистрировав свой вариант товарного знака.
Однако для красочных изданий чаще используется более симпатичная цветная версия логотипа.