«Искусство» стало одним из основных издательств Советского Союза, посвящённых различным видам творчества и их истории. Издания «Искусства» не только открывали юным читателям дорогу в мир прекрасного, но и могли сообщить ценную информацию вдумчивым исследователям. В мире, где интернет ещё не обрёл глобального значения, очень ценились издания с достоверными сведениями, где под одной обложкой был собран подробный материал по какому-то конкретному городу, объекту искусства или знаменитой личности. Именно выпуск таких изданий и являлся главной задачей «Искусства».
Каталог выставки «Рембрандт Ван Рейн» (1936 г.)
История издательства «Искусство»
Годом основания издательства считается 1936 год. Его предшественником можно считать издательство «Изогиз», работавшее с 1930 года. Отделения «Искусства» открыли и в Москве, и в Ленинграде. Примером одной из первых книг приводят иллюстрированный сборник «О Рембранте», вышедший в 1936 году тиражом 10 000 экземпляров и отпечатанный Московской типографией Профиздата. Ранние годы деятельности «Искусства» отмечены такими сериями, как «Портрет в мировом искусстве» и «Библиотека мировой драматургии». В этот же период выходили искусствоведческие работы (например, Карела ван Мандера) и сборники статей (например, А.В. Луначарского).
С момента начала войны «Искусство» переключилось на массовое издание агитационных плакатов. С издательством работали лучшие мастера плакатной живописи Советского Союза. Зверства фашистов на оккупированных территориях трагически отобразил плакат В.С. Иванова «Мщение и смерть злодеям немцам!», выполненный в чёрно-белых тонах. Большой резонанс вызвал плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», также растиражированный «Искусством» сразу же после появления этой работы в газете «Правда». Традицию русского лубка продолжила Т.А. Маврина плакатом «Стой! Прочти рассказ о том, как боролась Русь с врагом, И как ныне дело спорится - наш народ с фашистом борется!», стихи к которому написал А. Эфрос. Художник Л.М. Смехов и поэт Демьян Бедный создали совместный плакат, показывающий пионерам, как собранный ими лом превращается в снаряды, наносящие урон врагу.
Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков, В.Н. Сергеев «Живопись древней Твери» (1974 г.)
После Победы необходимость в огромном количестве агитационных плакатов отпала. Их выпуском занялись профильные издания, а «Искусство» вернулось к привычной деятельности. Одним из главных достижений первых послевоенных лет можно считать монументальные работы В.Н. Лазарева «История византийской живописи» и «Искусство Новгорода», а также «Всеобщую историю искусств» в трёх томах. С 1949 года издательство «Искусство» включили в систему Главполиграфиздата.
М.В. Алпатов «Александр Андреевич Иванов» в двух томах (1956 г.)
Значительно расширилось поле деятельности издательства с середины следующего десятилетия, когда оно подверглось масштабной реорганизации. К нему присоединили издательство «Госкиноиздат», зато отделили часть активов, переданных издательству «Изобразительное искусство», которому отвели вопросы популяризации живописи, скульптуры, графики, монументального искусства и фотодела.
Каталог «Винсент Ван Гог» (1971 г.)
В 1963 году издательство перешло в систему Госкомиздата, где с 1980 года входило в главную редакцию художественной литературы. В рамках этого направления «Искусство» издало собрания сочинений Жана-Батиста Мольера, Генрика Ибсена и многих других мастеров художественного слова. Тепло была встречена читателями антология «Памятники мировой эстетической мысли».
Интересным направлением стало приглашение авторитета в определённой сфере деятельности, чтобы он подробно описал специфику того мира, куда прикладывает свои силы. Так появились антологии «Мастера искусства об искусстве» и «Мастера архитектуры об архитектуре». О значимых личностях прошлого издательство тоже не забывало, подтверждением чему служит знаменитый труд Джорджо Вазари, представленный советским читателям. Вопросы театра и кино неоднократно освещались изданиями «Искусства», так как в издательство стекались монографии научных учреждений, театров и музеев. Эти работы нашли воплощение в изданиях «Театральное наследство», «Художественное наследство» и «Вопросы киноискусства». Работа издательства служила во благо лучшим музеям страны (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) и самым значимым киностудиям страны (Мосфильм и Ленфильм).
Н.Г. Машковец «В.И. Суриков» (1994 г.)
Одним из пиков издательской деятельности можно считать 1971 год, когда было выпущено 282 книги и брошюры общим тиражом более 9 000 000 экземпляров. Так как в этот период и последующие годы в СССР было основано несколько специализированных издательств («Аврора», «Планета» и др.), тиражи «Искусства» затем начали снижаться. Однако в 1980-е годы общий ежегодный тираж издательства в среднем всё равно составлял от пяти до шести миллионов экземпляров. С переходом на рыночные рельсы издательство спасло то, что его преобразовали в государственное унитарное предприятие Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Это обеспечивает ему стабильные государственные заказы, что позволяет издательству функционировать до сих пор.
Известные серии издательства «Искусство»
Включение издательства «Госкиноиздат» в состав «Искусства» позволило последнему продолжить серию «Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов». Начиная с третьего выпуска, серия издаётся «Искусством». Книги серии были достаточно популярны, а ранние выпуски в хорошем качестве относятся к разряду библиографических редкостей. Всего в серии появилось 11 выпусков, последний из которых вышел в 1979 году. Интересной особенностью серии стало то, что публикуемые в сборниках сценарии часто отличались от финальной версии сюжета, воплотившегося в мультфильме. Поэтому, глядя на экран и читая книгу, можно было получить не одно, а два произведения.
Альбом «Псков» (1969 г.)
Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР» издавалась более тридцати лет, и если бы не распад Советского Союза, возможно, существовала бы до сих пор. В послевоенные годы издательство Академии архитектуры СССР издавало несколько серий, посвящённых истории русского зодчества и других народов, проживавших на территории страны. В 1958 году эстафету этих изданий перехватило «Искусство». Теперь вместо простенькой картонной обложки страницы надёжно хранил тканевый переплёт, снабжённый суперобложкой. Новое рождение серии состоялось в 1966 году, когда её оформлением занялся знаменитый художник Ф.Б. Збарский. До 1972 года издания выпускались с помощью зарубежной полиграфии (в Венгрии и Финляндии), а затем печатались в Ленинграде. У библиофилов эти книги проходят под названием «белая серия».
Книга «Ново-Девичий монастырь» (1968 г.)
Серия «Дороги к прекрасному» стартовала в 1967 году и пережила распад страны. Последние её выпуски (Н.С. Борисов «От Ярославля до Вологды» и Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов «Окраинными землями Рязанскими») появились на свет в 1995 году. Можно сказать, что серия представляет собой подробные путеводители, каждый из которых посвящён месту, не входящему в число самых популярных маршрутов. Однако любое из этих мест по-своему интересно и примечательно. В качестве авторов приглашали учёных, специализирующихся по истории страны, и заслуженных краеведов. Из-за бумажной обложки жёлтого цвета эти книги библиофилы частенько называют «жёлтая серия».