Хорошо тем, кто живёт в больших городах. Наряду с постоянно действующими художественными галереями, музеями изобразительных искусств и выставочными залами там организуют и временные экспозиции, чтобы любой желающий мог приобщиться к мировому искусству. Но что делать жителям небольших сёл и маленьких деревень, расположенных в тысячах километров от столиц? В советское время познакомить этих людей с жемчужинами живописи и других направлений искусства были призваны художественные альбомы. Одним из тех, кто выпускал подобного рода продукцию, было ленинградское издательство «Художник РСФСР», располагавшееся по адресу Большеохтинский проспект, дом 6, корпус 2.
Кучумов А.М. "Убранство русского жилого интерьера ХIХ века", в футляре (1977 г.)
В источниках можно обнаружить сведения, что издательство «Художник РСФСР» основано в 1958 году в Ленинграде. Фундаментом для его создания послужило издательство «Ленинградский художник». Однако, если заглянуть в архивные документы Санкт-Петербурга, можно обнаружить документы, связанные с деятельностью издательства и относящиеся к более ранним датам. Наиболее ранние дела включают авторские договоры с издательством, а также издательские договоры на художественные работы, оформленные с 1 января по 31 декабря 1957 года. С 28 июня 1957 года ведутся протоколы заседаний редакционного совета. В документах фигурирует тематический план издательства на 2-е полугодие 1957 года. Первыми запущенными в производство книгами (июль 1957 года) стали сборник басен Сергея Михалкова с иллюстрациями Евгения Сидоркина и монография «В.М. Конашевич» (автор Ю.А. Молок). В сентябре начаты работы, связанные с изданием книги «Немеркнущие картины. Воспоминания» (автор М.П. Бабышов), а в конце декабря стартовала подготовка к печати «Сатирической азбуки» с рисунками Матвея Мазрухо. В стихотворном сопровождении Бориса Тимофеева эта «Азбука» появилась на свет в 1961 году. Тем не менее, системообразующий документ «Устав издательства» создан в последний день года – 31 декабря.
С 1 января 1958 года договоры авторов и художников с издательством подшивались уже в следующее дело, которое было завершено лишь в самом конце 1964 года. Его ведению не помешала передача издательства в подчинение Государственному комитету Совета министров РСФСР по печати и Союзу художников РСФСР, что произошло в 1963 году. Для иллюстрации мы не случайно выбрали книгу сатирической направленности, так как знаменитый коллектив художников-плакатистов и поэтов-сатириков «Боевой карандаш» был приписан именно к издательству «Художник РСФСР». И это многолетнее сотрудничество выдалось очень плодотворным.
Альбом "Живопись 20-30-х годов", составитель А.М. Муратов (1991 г.)
Советским читателям из продукции издательства «Художник РСФСР» наиболее знакомы многокрасочные художественные альбомы, охватывающие биографию какого-либо живописца или подробно повествующем об особенностях конкретного исторического периода. Эта монументальная работа создала иные ответвления, вылившиеся в серии «Из музейных запасников», «Памятники городов России», «Массовая библиотека по искусству» и «Художники детям». Например, полный комплект серии «Русские живописцы XIX века» включал 27 книг. На базе проделанной работе по госзаказу создавались и печатались репродукции, эстампы и плакаты.
С 1958 года издание верстало и печатало журнал «Художник», освещавший вопросы изобразительного искусства и деятельности организации художников, зарегистрированных в РСФСР. «Художник» являлся печатным органом Союза художников РСФСР (ныне Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России»). На его страницах размещали рецензии на выставки, освещали художественное наследие народов, населяющих РСФСР. Действовал раздел, содержащий практические советы для художников-любителей. В 1977 году тираж журнала составлял 50 000 экземляров.
Кроме красочных художественных альбомов издательство «Художник РСФСР» выпускало в свет большими тиражами множество детских книг с превосходными иллюстрациями. Например, в 1972 году здесь вышел авторский сборник Павла Бажова «Каменный цветок», внутри которого были цветные картины палехских художников А.В. Ковалева и Г.К. Буреева, наклеенные на толстый твёрдый чёрный картон. В традициях лучших русских художников Васнецова и Билибина проиллюстрировал В. Милашевский сборник русских народных сказок «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Чтобы понять примерный объём работы издательства, упомянем тот факт, что только в 1979 году им издано только книг числом более пяти десятков с общим тиражом, приближающимся к трём миллионам.
Примером интересного издания, где один и тот же человек смог проявить себя и как автор текста, и в качестве иллюстратора, стала изданная в начале 1970-х гг. сказка Бориса Михайлова «Как медведь в космос летал». Другой пример – выпущенная по заказу ЛПО «Полиграфоформление» на пигментированной бумаге очерк Никиты Андреева «Как человек поехал по железной дороге», который автор самостоятельно проиллюстрировал. Упоминается, что на различных конкурсах представленная издательством продукция удостоилась более двух сотен дипломов и медалей.
Наряду с репродукциями живописцев, ставших классиками, «Художник РСФСР» уделял немало внимания и современным художникам. Для многих из них наборы открыток, изданные здесь, становились своеобразной персональной выставкой. Увидеть эти наборы можно было в торговых точках на всей территории Советского Союза. Благодаря набору открыток «Планеты разноцветных солнц» советские граждане познакомились с творчеством художника Георгия Курнина, стремившегося запечатлеть далёкие от Земли миры в глубинах космоса. Эти необычные фантастические пейзажи помнят те, кто видел их (благодаря открытках) даже десятки лет назад.
Альбом "Портретная миниатюра в России XVIII-XIX вв." (1989 г.)
Рыночные постсоветские преобразования затронули и дела издательства. Так как РСФСР более не существовало, издательство сменило название на «Художник России» и превратилось в общество с ограниченной ответственностью. В этом статусе оно существует и сейчас.