Когда государственную монополию на печатную продукцию отменили, на территории Советского Союза, а затем и Российской Федерации возникли сотни, если не тысячи, независимых издательств. Кто-то из них резко вырос в «большую рыбу», как «Северо-Запад», другие так и остались «мелкой рыбёшкой», делая деньги на разовых заказах. Однако подавляющее большинство из них уже через несколько лет поджидало разорение и банкротство. Появившиеся на той волне издательства, которые функционируют до сих пор, можно пересчитать по пальцам. И одно из них – это «Белый город».
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», А.А. Сергеев «Русские живописцы»
История издательства «Белый город»
Одним из основателей издательства стал Андрей Юрьевич Астахов. Наверное, трудно было предположить, что выпускник физико-математической школы им. А. Н. Колмогорова при Московском государственном университете через десять лет с головой уйдёт в книжный мир. Однако в начале 1990-х гг. русскоязычное пространство ожидал крупнейший книжный бум. Книгами торговали везде. Книжные лотки стояли в продуктовых магазинах. Книги раскладывали на целлофане в подземных переходах. На рынках торговцы книг занимали громадную площадь. Неудивительно, что Астахов с 1992 года занялся книготорговлей. Но прикладная математика (а это специализация Астахова по первому высшему образованию) подсказала, что выгоднее не перепродавать чужие издания, а найти свою нишу в издательском бизнесе. С 1993 года Астахов – предприниматель, и при его участии создаются фирмы «Паламед», «Воскресный день», «Печатная слобода», а также «Иллюстрированная энциклопедия "Русский мир"».
А.Ю. Астахов «Русская живопись», серия «Большая коллекция»
Издательство «Белый город» появилось в 1996 году и занялось подготовкой к печати книг по искусству. На фоне приносящих тогда максимальную прибыль детективов и фантастики такой шаг, казалось, не был верным. Но когда схлынула волна бульварной литературы, она унесла с собой и многочисленные названия издательств, считавших, что это надолго. К этому времени издательство «Белый город», взявшее главной задачей «сохранение русских культурных традиций и передачу их нашим потомкам» уже наладило выпуск художественных альбомов и книг, изобилующих репродукциями и качественными цветными иллюстрациями. Оно брало не количеством, а качеством. Тем не менее, по утверждениям сотрудников издательства, уже в 1999 году «Белый город» значился в двадцатке крупнейших издательств России.
Джон Буф «Фаберже»
Что же помогло «Белому городу» не только удержаться на плаву, но и устойчиво развиваться? То самое высочайшее качество изданий, на которое они сделали ставку. Оно позволило издательству попасть в зону внимания Правительства России и получить в 2000 и 2003 гг. заказы на подарочные издания для членов Кабинета министров РФ. Закрепив репутацию надёжного партнёра, «Белый город» начал сотрудничать с Советом Федерации и Управлением делами президента РФ. Не остались в стороне и министерства, так как именно «Белым городом» издан ряд книг для Главного командования внутренних войск МВД России и Министерства иностранных дел РФ. Наладились связи и с Правительством Москвы. В этот период самыми заметными проектами с торговой маркой «Белого города» стали фотоальбомы «Путин. Putin» (автор Анатолий Жданов) и «Кремль. The Kremlin» (авторы Сергей Ястржембский и Юрий Лубченков).
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в футляре (подарочное издание)
Основным направлением для «Белого города» по-прежнему остаются русская и мировая культура, искусство и история, а большинство значимых изданий представляют собой художественные альбомы по искусству. Малыми тиражами выходят книги в специальном оформлении, на кожаных переплётах которых есть вставки из эмали и даже инкрустация каменьями. Эти издания входят в подарочный сегмент, который тоже пользуется неизменным спросом. В будущем многие из этих книг наверняка станут раритетами в среде библиофилов.
Продукция издательства «Белый город»
Предмет гордости издательства – масштабный проект «Большая коллекция», где собраны художественные альбомы монументального формата, которые раскрывают выбранную темы очень детально, позволяя на иллюстрациях ознакомиться с мельчащими особенностями шедевров того или иного автора. Часть альбомов посвящена не отдельному творцу, а направлению искусства.
Серия «Памятники мировой культуры» знакомит читателей с классикой мировой литературы. Причём каждая позиция имеет впечатляющее художественное оформление. Познавательные иллюстрированные издания для детей образуют несколько серий, в число которых вошли «История России» и «Моя первая книга». «Энциклопедия тайн и загадок» ориентирована на учащихся младшей и средней школы. Каждый её выпуск подробно и красочно знакомит с интересными подробностями археологических находок, древних цивилизаций, небесных тел и явлений. Формат серии «50» - это набор фактов, интересно повествующих о самых знаковых мировых событиях и явлениях.
Новую серию издательства «Книга героев» смело можно отнести к исторической литературе. Однако изюминка этих книг показать события определённого периода глазами известной исторической личности, так как историю творят отдельные люди. Наряду с текстовыми блоками читателям предложат ознакомиться с географическими картами, генеалогическими и хронологическими таблицы, а также детальными планами сражений. Получается, что каждая книга станет энциклопедией, посвящённой конкретной эпохе или её части.
Возвращаясь к Андрею Юрьевичу Астахову, можно заметить, что его математическое прошлое даёт о себе знать. В соавторстве с Натальей Астаховой он в 2011 году выпустил книгу «Математические олимпиады в стране сказок», где довольно сложные задачи уровня олимпиад вплетены в сказочные сюжеты и сопровождены красочными иллюстрациями. Из-за такой подачи эту книгу критики называют учебником нового поколения.
Логотипы издательства «Белый город»
С 2012 года на книгах издательства появился и логотип «Воскресный день». Как объясняет само издательство, дополнительный бренд вызван привлечением новых редакций, однако над каждой книгой продолжают работать все те же люди, которые создавали книжные шедевры «Белого города».