Примером того, как группа энтузиастов практически из пустоты создала одно из лучших издательств своего времени, служит «Academia». Просуществовав полтора десятка лет, оно оставило ярчайший след в книгоиздании довоенного Советского Союза. За книгами «Академии» ведётся настоящая охота, а на аукционах они порой уходят за фантастические суммы. Услышав «Академия», опытный букинист мигом навострит ухо, так как шанс раздобыть жемчужину среди пустой породы неимоверно возрастает.
История издательства «Academia»
Что удивительно, но начиналось всё, как банальная частная лавочка. Тяжёлые времена заставили советскую власть временно пересмотреть взгляды на всеобщую государственную собственность. 12 декабря 1921 года появляется декрет Совнаркома «О частных издательствах». В этот период Петроградский государственный университет обретает собственное философское общество, одной из грандиозных целей которого значилось отпечатать в новом переводе с собственными комментариями полное собрание сочинений древнегреческого философа Платона. Если раньше этот процесс грозил многоуровневыми согласованиями, которые бы в тоге вполне возможно привели бы к запрету, то декрет давал шанс обрести собственное издательство и прямо сейчас начать подготовку издания.
«Витязь в тигровой шкуре»
В последний день года, 31 декабря, новое издательство было зарегистрировано. Наибольшая проблема возникла с именем. Решить проблему помог всё тот же Платон. После озвучивания нескольких неудачных версий Александр Александрович Кроленко предложил взять для названия имя платоновской философской школы. А так как слово звучало уж очень горделиво, решили печатать его латиницей. Первой книгой издательства стала работа Ф.Ф. Зелинского «Религия эллинизма», отпечатанная в феврале 1922 года. Так философский кружок преобразовался ещё и в редакцию, поэтому «Academia», в редакционный совет которой вошли известные историки, философы и литературоведы, представляла собой полноценное научное учреждение.
Ориентация на науку чуть было не привела к финансовому краху. Денег требовалось много, а целевая аудитория издававшихся научных трудов была невелика. Издательство ютилось в небольшой комнатке, но зато её наполняла бешеная энергия и жаркие споры по поводу будущих изданий. Первые годы прошли в невероятно творческой атмосфере, хотя вся редколлегия сидела на голодном пайке. «Да здравствует 31 декабря – единственный день в году, когда издательство уверено, что просуществует до конца года», - подшучивал над редколлегией художник Николай Радлов, выполнявший для «Академии» ряд оформительских работ. Всё держалось на сверхъестественной энергичности первого директора – А.А. Кроленко, который не только успевал лично просматривать рукописи, но и бегать по магазинам в поисках тканей, расцветкой подходящих для обложек, а также кропотливо подбирать шрифт, который бы выгодно передавал особенности той или иной работы. Издательство также отвечало за выпуск журнала «Мысль».
Серьёзный удар по редколлегии нанесла высылка многих её членов в Германию – тот знаменитый «философский пароход», который увёз мыслителей, не согласных с действующей властью. А Ф.Ф. Зелинский (один из основателей «Академии») отбыл из России ещё раньше. Лишившись завсегдатаев, исчезло и само философское общество при университете. Подвешенным оказалось и положение издательства. В 1923 году оно под прежним названием «Academia» проходит перерегистрацию в статусе частного издательства, однако к декабрю сумело попасть под крыло Государственного института истории искусств. Из-за этого большую часть изданий стали составлять труды сотрудников этого института.
Следующая катастрофа разразилась в 1928 году, когда в «Ленинградской правде» печатают язвительную статью о неблаговидных действиях директора «Академии» и сомнительной ценности выходящих там книг, что неудивительно для частнособственнической деятельности. Поэтому в ноябре Кроленко сместили с должности и завели судебное разбирательство, приговорив к исправительным работам. Само издательство спас переезд в Москву, где уже ранее функционировал его филиал.
На новом месте «Academia» продолжила выпуск литературных и историко-культурных памятников искусства, сохранив научный подход. Порой вступление и подборка комментариев представляли не менее ценное научное значение, чем сам публикуемый текст. Некоторые вступления по уровню соотносились с диссертациями, поэтому каждую новую книгу научный мир ждал с нетерпением. Из прочей литературы издания «Академии» выделялись монументальным художественным оформлением. Для иллюстраций брали либо классические гравюры, либо приглашали лучших художников того времени.
С 1934 года начинается период репрессий. Арестовали директора издательства - Л.Б. Каменева, а вслед за ним и Н.Б. Розенфельда, сотрудничавшего с «Академией» в качестве иллюстратора. После этого положение издательства резко осложнилось. Не спасало даже то, что председателем редакционного совета здесь был сам Максим Горький. Последовали аресты и других сотрудников издательства. Сами же подготовленные издания либо были сняты с печати, либо подверглись жёсткой цензуре. В 1937 году «Academia» была объединена с Гослитиздатом. Но в течение ещё двух лет на титульном листе некоторых книг указывалось «Книга подготовлена издательством “ACADEMIA”». За время своей работы «Academia» подготовила и отпечатала более тысячи полноценных изданий, большинство из которых считаются памятниками советского книгопечатания.
Книги издательства «Academia»
Несмотря на научный характер издательства, им печаталась и художественная литература (например, собрание сочинений Анри де Ренье в 19-ти томах). Наиболее заметными изданиями считаются «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Приключения Гулливера» с иллюстрациями Ж. Гранвиля, а также «Страдания юного Вертера» с иллюстрациями Д. Ходовецкого. Впрочем, многие библиофилы оспорили бы это утверждение, предложив свои достойные варианты.
В букинистической среде большую известность получил первый том Достоевского «Бесы» с предисловием арестованного к моменту его выхода П.П. Парадизова, так как сохранились только сигнальные экземпляры этого издания. Работу «Академии» жестоко раскритиковали в газете «Правда», из-за чего уже подготовленное издание так и не было выпущено. Томик «Бесов» обрёл статус «книги-призрака», которой вроде бы не существует, но она есть. На торгах за выставлявшийся экземпляр заплатили 3 400 000 рублей.
Невзирая на философско-литературно-историческую направленность, «Academia» в первые годы работы выпускала большой спектр изданий, куда входили даже технические пособия (например, Лео Робида «Электрическое освещение на автомобилях»). Из-за небольших тиражей они сейчас представляют огромную букинистическую ценность.
Логотип издательства «Academia»
Логотип для издательства в древнегреческом стиле разработал Григорий Павлович Любарский, проявивший себя не только в живописи, но и в архитектуре. Символично, что впервые этот логотип отпечатали в составе первого тома всё-таки вышедшего в свет «Полного собрания сочинений Платона» - той самой осуществлённой мечты, которая и привела к созданию издательства.