Хигоноками – нож с историей, не такой уж и длинной (ему немногим более века с четвертью), зато насыщенной яркими событиями. Когда-то он считался обыденным предметом, и было удивительнее встретить человека без него, чем с ним. Школьники затачивали им карандаши, а студенты – бамбуковые палочки для каллиграфии, что привело даже к возникновению соревнований по заточке Хигоноками. Но в период глобализации все эти действия помогают японцам выполнить иные предметы, а нож со звучным именем превратился в объект коллекционирования. Впрочем, японцы считают, что его времена ещё не закончились. Ежегодно в начальной школе Айсомэ в Икэде (префектура Нагано) всем новичкам выдают Хигоноками, а шестиклассники обучают, как им пользоваться.
История бренда
После Реставрации Мэйдзи, заставившей Японию расстаться с обычаями Средневековья, самураям запретили носить мечи. Этот запрет не только обидел и даже оскорбил самураев, но и оставил без работы многочисленное сословие кузнецов, которые раньше выполняли многочисленные заказы на катаны. Но некоторым из них удалось перестроить производство под выпуск иных предметов, из которых высокую популярность набрали ножи. Можно сказать, что получился некий заменитель катаны, который теперь умещался в кармане. Мастера искали такие формы ножа, которые полюбились бы жителям Страны восходящего солнца и привели бы к росту продаж. Одним из таких мастеров был Тедзи Мураками, который в 1880-е гг. занялся выпуском ножей в городе Мики (провинция Хёго). На тот момент его ножи ничем не отличались от изделий его конкурентов. Клинок из хорошо прокованной стали вставлялся в рукоять из латуни или железа, окрашенного в чёрный цвет. На ней вырезались пейзажи, представители мира флоры и фауны, а также портреты. В день мастер успевал сделать от пяти до восьми таких комплектов.
Как же в Мики появились ножи Хигоноками, и почему местные мастера перешли на них? По версии Nagao Kanekoma Factory в 1894 году странствующий торговец Тасабуро Сигэмацу привёз складной нож из Кагосимы. От других его отличал небольшой рычажок на противоположной от острия части клинка, который Сигэмацу назвал «chikiri» («хвост»). Самому ножу он дал имя «Нож Хигоноками» («Нож Владыки Хиго»). Хотя на тот момент бывшая провинция Хиго уже стала частью префектуры Кумамото, но многие называли ту часть Японии по старинке. По версии автора книги «The Art of Japanese Blade Smiths» Рудольфа Дика (Rudolf Dick) в 1896 году Тасабуро Сигэмацу подарил Тедзи Мураками этот деревенский складной нож с острова Кюсю, но на нём ещё не было рычажка. Так как ножом без фиксатора было работать опасно, то Тедзи Мураками стал делать клинки с этим рычажком, который и помогал открыть нож быстрее, и удерживал клинок, если не забывать его придавливать большим пальцем при работе. Если искать аналог Higonokami в европейском мире, то на ум сразу приходит опасная бритва, раскрывающаяся подобным рычажком.
Почин Муроками подхватили и другие мастера из Мики, в числе которых был и Коматаро Нагао – предок нынешнего руководителя Nagao Kanekoma Factory. Оружейников восхитила простота конструкции – всего три детали: сам клинок, U-образная рукоять и соединяющая их заклёпка. Ножей стали делать столь много, что в 1899 году основали местную гильдию изготовителей ножей Хигоноками – Ассоциацию производителей ножей города Мики. В период расцвета она объединяла сорок фирм, где работало около двух сотен оружейников. Это не спасло Хигоноками от похожих на них ножей низкого качества. Поэтому потребовалось зарегистрировать Хигоноками в качестве торговой марки. После этого право делать такие ножи выдавалось гильдией. Популярность Хигоноками сильно возросла, когда на Первой выставке экспортных товаров в Кобе наследный принц (впоследствии император Тайсё) публично приобрёл экземпляр с витрины.
Период, когда Хигоноками был у каждого школьника, продолжался до начала 1960-х гг. Подкосили производство две основные причины. 12 октября 1960 года лидер Японской социалистической партии Инэдзиро Асанума был зарезан во время своего выступления. Хотя орудие убийства и не было Хигоноками, но после происшествия ношение холодного оружия в Японии сильно ужесточили. На возгласы, как же дети в школах обойдутся без ножей, власть ответила, что, если убрать ножи из рук школьников, преступность в учебных заведениях должна сильно снизиться. Но если бы убийства ножом и не случилось, то распространение точилок и зарубежных многофункциональных ножей всё равно обрушили бы спрос на Хигоноками.
В настоящий момент фабричное производство оригинальных Хигоноками ведёт только компания, основанная ещё в 1894 году Коматаро Нагао. Из-за отсутствия других фирм, которым было бы выдано разрешение на выпуск этих ножей, ей и принадлежит торговая марка. В 2016 году это было небольшое производство, где кроме владельца фабрики трудилось ещё пять человек, еженедельно выпуская от полусотни до двух сотен Хигоноками. Процесс от куска металла до готового ножа включает тринадцать технологических операций:
- Вырубка заготовки рукояти из латуни.
- Тиснение на заготовке бренда и (не всегда) дополнительных декоративных элементов.
- Сгиб заготовки, чтобы придать ей U-образную форму.
- Штамповка заготовки лезвия.
- Ковка клинка.
- Грубая шлифовка на шлифовальном станке.
- Тонкая ручная шлифовка.
- Закаливание клинка.
- Термообработка в электропечи (1 час при температуре 180°), чтобы достичь твёрдости 59 HRC.
- Соединение заклепкой лезвия с рукоятью.
- Шлифовка обеих сторон в три приёма.
- Заточка с прямым скосом на шлифовальном станке.
- Финишная обработка и полировка твёрдым войлоком с использованием специальных паст марки Koyo.
Процессы различаются для базовой и люксовой версий. Клинки для стандартного Хигоноками нагревают вручную на газе, а затем охлаждают в чуть тёплой воде. Люксовые версии нагревают в расплавленном свинце (так легче контролировать достижение нужной температуры). От Мотосукэ Нагао эстафету выпуска фирменного ножа когда-то принял Мицуо Нагао, преобразив прежнюю компанию Nagao Koma Seisakusho (Kanekoma Knives) в корпорацию Nagao Kanekoma Factory Co., Ltd., чтобы возродить былую славу Хигоноками. Разумеется, есть и другие мастера и даже компании, которые делают точно такие же ножи. Однако их изделия должны в описании именоваться «Ножи Хиго» или «Ножи в стиле Хигоноками».
Примеры Higonokami (Nagao Kanekoma Factory)
Обзор примеров начнём с классики. Aogami – это высокоуглеродистая легированная сталь производства корпорации Hitachi Metals, составляющая основу клинка. Warikomi представляет «сэндвич» из трёх слоёв, где в качестве основы берут твёрдую сталь, а на внешние обкладки пускают материал помягче (в данном случае, железо). Официальные Higonokami предлагаются в трёх размерах с длиной лезвия примерно 68, 74 и 90 мм. Выше показаны представители разных групп, распределённых по длине рукояти: большой (120 мм), средний (100 мм) и малый Хигоноками (90 мм). Для самой рукояти взяли традиционную латунь.
Всё та же простая конструкция, но отсутствие привычного жёлто-золотистого цвета на рукояти подсказывает, что перед нами явно не латунь. И глаза не обманывают, ведь и клинок, и рукоять стальные. Толщина лезвия у этой модели от 2 до 2,7 мм в зависимости от группы (малый, средний или большой Хигоноками). Одну из рукоятей оставили в изначальном состоянии, а второй придали древний вид, наведя тёмную патину.
«Mame» - это очень маленький Хинокогами, длина рукояти которого всего 55 мм. Существует мнение, что миниатюрные ножички такого типа создали, чтобы обойти запрет, так как длина их клинка не превышает установленные ограничения. Такие версии легко цепляются на связку с ключами в качестве брелока (для этого к чехлу приделан карабин). Впрочем, у одного из показанных выше ножей есть собственный брелок – традиционный японский колокольчик в виде шарика.
Торговая марка Higonokami
Существуют разные мнения, когда именно состоялась регистрация ножа Higonokami в качестве торговой марки. По мнению Рудольфа Дика это произошло в 1907 году. В истории, изложенной Nagao Kanekoma Factory, регистрацию провели позднее - в 1910 году. На момент создания обзора исключительное право её использования принадлежит Nagao Kanekoma Factory Co., Ltd.