История хайтинского фарфора началась, когда выходцы из местных крестьян, ставшие купцами, Даниил и Филипп Переваловы нашли залежи белой глины, пригодной для изготовления фарфора. В 1869 году они создают фарфоровую мануфактуру, выстроив её при впадении речки Хайтинки в реку Белую. Для организации работ пригласили мастеров из Гжели. В 1880-е гг. происходит значительное расширение производства. Изделия «Фарфорово-фаянсовой фабрики торгового дома Переваловых» в 1881 году наградили в Екатеринбурге серебряной медалью «За трудолюбие и искусство», а в 1896 году на Нижегородской выставке они получили медаль «За хорошее качество». Наладив торговые связи в Иркутске, Переваловы вывозят фарфор для продажи именно туда. Далее последовали Красноярск, Енисейск, Томск и даже Якутск. В 1890-е гг. мануфактура переходит по наследству к Ивану Даниловичу Перевалову. Он берётся за дело с новой энергией, существенно продвинув производство фарфора. В 1907 году после смерти Перевалова мануфактура достаётся к торговому дому «Метелев и Щелкунов». После ряда непродуманных решений положение дел на мануфактуре значительно осложнилось, а к 1917 году она уже была на грани банкротства.
Советский период хайтинского фарфора
Соусник с голубой лентой, (1920-1930 гг.)
После национализации мануфактура стала именоваться Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Сразу же здесь затеяли масштабную модернизацию, выстроив новые цеха и установив туннельные печи, который сконструировал местный инженер-теплотехник Иван Александрович Емельянов. Дореволюционные пейзажные зарисовки сменила агитационная живопись в плакатном стиле. Постепенно выпуск фаянса свернули. Главным направлением стал изоляционный фарфор, большие партии которого уезжали в Москву. Не меньшее внимание уделяли выпуску химической посуды. В 1941 году фабрике меняют название на Хайтинский абразивный завод.
Но от производства фарфора здесь не отказались, по возможности сохраняя и мастеров, и наработки. Параллельно с основной продукцией в Хайте делали удивительно симпатичные фигурки представителей северных народностей. Старания не прошли даром. В 1954 году именем предприятия становится «Хайтинский фарфоровый завод», перед которым ставят задачу обеспечить посудой и хозяйственными изделиями огромные территории Сибири, Севера и Дальнего Востока. Задача требует очередной реконструкции, которая заканчивается только в ноябре 1972 года. Но государственные вложения принесли результат. В 1973 году с заводских складов по всей стране отправилось более двадцати миллионов предметов из фарфора.
На заводе перенимали опыт других предприятий фарфорово-фаянсовой отрасли. Поэтому не стоит удивляться, что и здесь возникла собственная художественная лаборатория, которую в течение многих лет курировала Раиса Григорьевна Алешина, ставшая главным художником завода. Её стараниями мастера освоили технику крупномазковой росписи, что сразу стало выделять хайтинские изделия, подарив им самобытность. На посуде появился оригинальный сибирский орнамент.
Появление художественной мастерской позволило воплотить множество идей, связанных с малыми формами. И если Олимпийский Мишка вряд ли удивит любителей фарфора, так как большинство заводов, работающих с керамикой, так или иначе постарались воплотить этот образ, то северные сюжеты, созданные в Хайте, сейчас кажутся чем-то уникальным и невероятным.
Современный период хайтинского фарфора
Масштабное производство, отлично работающее по правилам плановой социалистической экономики, оказалось неспособным войти в рыночные условия. Отлаженный конвейер продолжал выдавать посуду, но поставлять её было некому, так как старые отлаженные цепочки разрушились. Уже в 1992 году предприятие начало испытывать колоссальные трудности, а большинство линий пришлось остановить. К концу века завод решили закрыть, но ещё теплилась надежда, что всё наладится. Сотрудников то отправляли в неоплачиваемые отпуска, то просили вернуться, не обещая, впрочем, своевременную выплату зарплаты.
Художественная мастерская пыталась приспособиться к новым веяниям. Вместе с советскими наработками стали выпускать фигурки, которые могли быть востребованы на нынешнем рынке. Выше показан получившийся «симбиоз». Слева традиционный для Сибири сюжет «Мишка с рыбой», а справа статуэтка древнегреческого героя Геракла. Заводу для поддержания производства непрестанно требовался цемент. Когда его стоимость в начале 2000-х гг. резко возросла, предприятие окончательно встало. Трудно сказать, какой год надо считать последним. Ведь, к примеру, в 2004 году производство частично возобновили, но ненадолго.
На данный момент заводские корпуса пребывают в заброшенном состоянии. И всё же Хайтинский фарфор ещё жив. Стараниями энтузиастов несколько мастеров привлечены к продолжению росписи. При этом берутся не только старые формы, которые предоставляются из заводского фонда, но создаются и новые. Сейчас кроме фарфоровых колокольчиков, которые вручаются выпускникам, производятся фигурки представителей современной и ископаемой фауны Сибири.
Каталог клейм по годам
С 1996 года в связи с преобразованием Хайтинского фарфорового завода в ОАО «Хайтинский фарфор» для маркировки использовали прежний рисунок клейма, но с добавлением нового названия предприятия.