В селе Гжель, на том самом месте, где когда-то находилась одна из небольших фабрик по производству гончарных и майоликовых изделий, расположился сейчас Гжельский завод художественной росписи, успешно продолжающий дело гжельской росписи – одного из самых известных народных художественных промыслов России.
История гжельской росписи
Зарождению керамического промысла в деревнях, раскинувшихся по берегам речки Гжелка, способствовали богатые залежи качественной глины и густые леса, вырубка которых давала уголь печам для обжига. Постепенно образовался так называемый «Гжельский куст», названный по имени села Гжель, где концентрировались мастера по глине. Некоторые филологи даже название «Гжель» связывают с работой по глине: «гжель» - «жгель» - «жечь» - «обжигать». Из гжельских предметов 16-го столетия сохранился глиняный «голосник». Расцвет производства начался в 18-м столетии, когда из глины кроме традиционной посуды гончарные трубы, изразцы и простенькие игрушки.
В какой-то момент большое распространение получила эмаль тёплого оттенка для покрытия майолики. Благодаря ей обычная посуда могла выглядеть ярко, необычно, с игрой солнечных лучей на блестящих боках. Те, кто успел освоить её производство, подсчитывали большие барыши. Иные, кто решил вложиться в это дело позднее, получили сокрушительные убытки. Гжельскую майолику вытеснил завозной немецкий мейсеновский фарфор и английский фаянс Веджвуда.
Те гжельские мастера, что умели ухватить волну изменчивой моды, перешли на выпуск полуфаянса, так как поблизости находились залежи подходящей светло-серой глины. В отличие от традиционной глиняной посуды, чьи коричневые бока закрывали яркими узорами, теперь сам предмет становился фоном, на который ложилась роспись, выполненная коричневой, зелёной или синей краской. В какой-то момент именно синяя краска стала особенностью местных мастеров, научившихся получать многочисленные её полутона от сине-чёрных, схожих с ночным небом, до бледно-голубых, словно едва заметная дымка. Промыслом занимались и кустари-одиночки, и рабочие коллективы, и небольшие заводы. Однако вслед за вторым периодом расцвета начался очередной спад. В 1872 производством предметов с гжельской росписью занимались уже менее двадцати заводов.
Возрождение традиционной росписи произошло после Великой Отечественной войны благодаря прибывшей в эти места Наталье Ивановне Бессарабовой. За несколько лет работы она сумела создать настоящую школу художественной росписи. Неоценим и вклад Александра Борисовича Салтыкова, научившего мастеров технике лёгкого мазка, когда красивый и сложный узор создаётся минимумом движений. Многослойная синева на светлом фоне притягивала взоры посетителей и внутрисоюзных, и международных художественных выставок. Внимание помогло местным артелям укрупниться, а затем на их базе создали такие предприятия, как Производственное объединение «Гжель» или художественное отделение на Новохаритоновском заводе технического фарфора «Электроизолятор» (ныне Гжельский фарфоровый завод). Гжель – это не какое-то уникальное предприятие, а стиль, которому следуют множество мастерских в пределах «Гжельского куста» и даже вне его.
ООО «Гжельский завод художественной росписи»
Вторая половина 1980-х гг. характерна ослаблением роли государственной торговли и появлению многочисленного числа кооперативов, работники которых занимались выпуском всего, что имело повышенный спрос и отсутствовало на прилавках советских магазинов. Бурная политическая деятельность М.С. Горбачёва с его «гласностью» и «перестройкой» привлекала внимание всего мира. Число западных туристов в Советский Союз, считавшийся закрытой страной, начал резко расти. Потребности туристического бизнеса относительно сувениров закрывали и кооперативными изделиями.
Одним из таких кооперативов стал Гжельский завод художественной росписи, основанный в 1989 году. Его создатели решили, что название должно соответствовать самому сердцу промысла, поэтому завод был создан именно в селе Гжель. Целями основания заявлялись воссоздание и развитие многовековых традиций гжельской росписи. Ныне преемником завода считается ООО «Гжельский завод художественной росписи», зарегистрированный в мае 2002 года. Предприятие не сбавляет активности и после двадцати лет на рынке фарфора, стараясь участвовать в различных выставках и благотворительных акциях.
В активе завода первое место в категории «Спортивный сувенир» в рамках конкурса «Держава мастеров» (2017 г.), диплом выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка» (2016 г.), диплом выставки народных художественных промыслов «Живой источник» (2017 г.), диплом международной специализированной выставки «Подарки. Осень» (2017 г.). Главный художник завода А.Н. Федотов на выставке «Живой источник» удостоился отдельного диплома. Пяти наименованиям изделий присвоен знак «100 лучших товаров России».
Продукция ООО «Гжельский завод художественной росписи»
Основным направлением завода остаётся производство высокохудожественных фарфоровых изделий. Среди них традиционные чайные, кофейные и столовые сервизы и наборы, которые органично дополняют предметы сервировки стола. Сохраняя традиции, завод показывает, что гжельская роспись отлично смотрится и на современных предметах. Примером служит штоф, соединивший ракету-носитель «Энергия» с космическим челноком «Буран», которые в конце 1980-х гг. стали громадным прорывом советской космической отрасли.
«Гжель – это не только посудные изделия», - напоминают заводчане. Такой лозунг можно увидеть рядом с симпатичными фигурками знакомых героев мультипликационных фильмов. На заводе создают миниатюрные анималистические статуэтки, из которых можно составить целый зоопарк в бело-синих тонах. Любят на заводе и новогоднюю тематику. Бывает и так, что затейливая фигурка на поверку окажется колокольчиком. Мастера говорят, что колокольный звон отгоняет духов, поэтому они делают не просто сувенир, а оберег.
Уютную домашнюю атмосферу помогают создать предметы декора. На заводе делают фарфоровые часы, вазы, подсвечники, настенные тарелки, плакетки и панно. Как заявляет руководство завода, ежегодно на предприятии внедряется 25-30 наименований новых высокохудожественных изделий. Вся роспись выполняется вручную. Используется техника подглазурной кобальтовой росписи. В ряде случаев производится декорирование золотой краской.
Гжельский завод художественной росписи производит также большое количество изразцов для облицовки каминов и печей. Всего в заводском ассортименте насчитывается более семи сотен различных изделий, украшенных растительным, геометрическим или плоскостно-объёмным орнаментом.
Клеймо ООО «Гжельский завод художественной росписи» («Синь России»)
Логотипом Гжельского завода художественной росписи выбрана стилизованная птица, под которой фигурными буквами выполнено слово «Гжель», обрамлённое по сторонам узорами.
Так как завод часто использует слоган «Синь России» (иногда его даже считают неофициальным названием предприятия), в составе клейма может присутствовать и эта надпись.