«Не следуйте моде, а руководствуйтесь настоящим», - эти слова Георга Артура Йенсена легли в концепцию изделий, которые начала выпускать его художественная мастерская. Товары с этой торговой маркой продаются и сейчас, демонстрируя достоинства оригинальных предметов и столовой посуды. Всё это входит в ряды самых известных мировых фирм, но оно немножко иное, чуть непохоже, куда-то уходит в сторону. Чем и привлекает во всём мире любителей, которые в привычных вещах всегда стремятся найти что-то необычное и неповторимое.
История торговой марки Georg Jensen
Казалось бы, в 37 лет давно надо найти тёплое и надёжное место в жизни, способное обеспечить тебя и твою семью до конца дней. Но у серебряных дел мастера Георга Артура Йенсена было иное видение своей жизни. Впрочем, предыдущие 37 лет он потратил не даром. Родившийся в последний день лета 1866 года Георг в отрочестве был подмастерьем, получив навыки кузнечного и ювелирного дела. Забраться на уровень повыше ему помогла учёба в Датской королевской академии изящных искусств (г. Копенгаген), где он много времени уделял скульптуре. Окончив учёбу в 1892 году, Йенсен начал практиковаться в создании статуй, попутно сотрудничая с Йоханом Роде и Кристианом Иоахимом в керамике. Совместные работы получились столь изысканными, что их послали на Всемирную выставку 1900 года, проходившую в Париже. Но уже тогда Йенсен считал, что главный его путь – это серебро. Он успел поработать в мастерских Могенса Баллина и датского придворного ювелира Михельсена.
Когда в 1904 году Йенсену исполнилось 37 лет, он решил открыть собственную мастерскую в Копенгагене, чтобы создавать серебряные украшения и предметы. Большой подмогой стали старые связи. Благодаря им работы Йенсена начали экспонироваться в Датском музее декоративного искусства, что обеспечило заказы на различные элегантные аксессуары. Дело пошло удачно, что позволило в 1912 году перевезти нанятых работников в просторные цеха, а ещё через четыре года на базе мастерской создать в компанию с ограниченной ответственностью Georg Jensen Sølvsmedie A/S, располагающую собственной фабрикой. Подняв объём выпуска, Йенсен существенно расширил и географию поставок. Теперь его товар выставлялся в фирменных магазинах на улицах Берлина, Лондона и Парижа, а затем и Нью-Йорка, где салон расположился аж на Пятой авеню. Собственные изделия, хоть и обласканные мнением критиков, продавались не всегда успешно. Поэтому Йенсен нашёл своеобразный выход: увидев творчество приглянувшегося ему мастера, он предлагал ему работать под маркой Georg Jensen. Так начался творческий союз с Йоханом Роде и Юстом Андерсеном.
Казалось, что после того, как в 1935 году Йенсен покинул наш мир, бизнес тихо свернётся. Но сын Йенсена Йорген управление компанией взял на себя. Чтобы витрины магазинов не пустовали, было продолжено сотрудничество с ведущими дизайнерами того времени, в числе которых блистали такие имена как Арне Якобсен (Arne Jacobsen), Зигвард Бернадот (Sigvard Bernadotte), Финн Юл (Finn Juhl), Хеннинг Коппель (Henning Koppel) и Эрик Магнуссен (Erik Magnussen). Плодотворная совместная работа помогла не только удержать бизнес на плаву, но и развить его, укрепить статус бренда. В 1960-е и 1970-е года фирма торговала и декоративной скульптурой, и наручными часами. Под маркой Georg Jensen почли за честь работать дизайнеры Нанна Дитцель (Nanna Ditzel) и Вивианна Бюлов-Хюбе (Vivianna Bülow-Hübe).
Процесс европейских слияний и поглощений затронул и фирму Йенсена. В 1973 году её покупает Royal Copenhagen, которая в 1997 году совместно с Bing & Grøndal, Holmegaard, Orrefors, Kosta Boda и Höganäs Keramik образуют масштабную Royal Scandinavian Group. В XXI веке на север Европы приходят деньги нефтяного арабского мира, поэтому Royal Scandinavian Group переходит в ведение инвестиционного фонда Investcorp, базирующегося в Бахрейне.
Изделия Georg Jensen
В некоторых источниках можно найти упоминание, что Йенсен стал первым дизайнером, который превратил оксидирование (чернение) серебра в элемент оформления. При этом он умело использовал различные техники оксидирования для придания узорам мягких теней.
Мирьям Гельфер-Йоргенсен, посвятившая исследованию работ мастера и его фирмы длительный период, так отзывается о его творчестве: «Серебряные работы Георга Йенсена отличаются от современного утонченного искусства драгоценных камней прочностью. На них видны следы чеканки, а тонкий слой платины подчеркивает серый тон материала. Северный стиль подчеркивался использованием янтаря или других простых камней. Основу дизайна составляют растительные орнаменты. Кроме того, корпус включает в себя элементы листьев, бутоны и ягоды, подчеркивающие мощь и простоту формы. Столовые приборы Георга Йенсена также выделялись простотой, примером которой служит «Konge og Kontinental», где форма, вес и материал на первом плане».
В качестве примера современных изделий можно взять необычную коллекцию ювелирных украшений Moonlight Grapes (Виноград лунного света), где элементы классического дизайна Георга Йенсена переработаны и переосмыслены. Однако принцип «Не следуйте моде, а руководствуйтесь настоящим» и здесь живее всех живых, так как иллюзия настоящей виноградной грозди и отдельных рассыпавшихся ягод, озарённых серебром натурального лунного цвета, притягивает взгляд.
Каталог клейм Georg Jensen по годам
В 1894 году Георг Йенсен начал иногда использовать собственные инициалы GJ в качестве маркировки. С 1899 года клеймо GJ проставляется почти всегда. В большинстве случаев год ставился рядом с клеймом.