Если по верованиям древних Земля покоилась на трёх китах, то для народных складных ножей Франции этими китами станут Nontron (Дордонь), Laguiole (Аверон) и Opinel (Савойя). У каждого из них есть своя армия поклонников, числящих свой выбор «самым-самым». Есть она и у ножей Laguiole, приверженцы которых утверждают, что именно этот нож стал наиболее известен и превратился чуть ли не в символ Франции. На родине этого ножа производство в ХХ веке угасло, а затем и вообще прервалось. Но возродить его в местах, давших этому ножу прославленное имя, взялась компания Forge de Laguiole («Форж де Лайоль»).
История ножей Laguiole
Лайоль (а именно так читается французское слово «Laguiole») получил имя по месту рождения. Вернее, по названию населенного пункта, в котором по местным легендам его впервые начали производить. Не надо думать, что до этого здесь обходились без ножей, но то были общеизвестные фиксированные лезвия, которые всаживались в деревянную рукоять. В этих местах их называли «Capuchadou» («капушаду»). Примерно в самом начале 19 столетия появились прототипы будущего лайоля (Droit Laguiole или «прямые лайоли») – ножи с прямым клинком типа Bourbonnaise («Бурбон»), весьма распространённого среди региональных ножеделов Франции. Прямая рукоять на дальнем конце имела выступ bec de corbin («вороний клюв»). Её делали из рога или дерева, скрепляя парой заклёпок.
Французы спорят, кто же первым начал делать лайоль, теперь считающийся классическим. Одни источники говорят, что им стал сын трактирщика Пьер-Жан Кальмель. Другие считают, что первым ножовщиком был Казимир-Антуан Мулен. Есть разночтения и по дате первого ножа такого типа. Сейчас исследователи сходятся во мнении, что это произошло предположительно в 1828 году. Очевидно, что мастер, как бы его ни звали, черпал вдохновение в испанской навахе, которую пастухи, забираясь далеко в горы, покупали у соседей. Свой окончательный вид нож обрёл к 1860 году. Так как лайоль прежде всего стал ежедневным инструментом фермеров и пастухов, ему пришлось обрасти дополнительными устройствами. В начале 1840-х гг. к лезвию добавили шило (свайку), которое использовали в качестве пробойника для прокалывания живота овцам при вздутии. Им также вычищали камни, забившиеся в подкову, или пробивали отверстия на кожаных ремешках. В 1880 году в лайоле появился штопор, превративший фермерский нож в инструмент сомелье.
Жюль Кальмель (внук Пьера-Жана Кальмеля) развивал производство под торговой маркой Calmels. Но точно такие же ножи стали делать и другие фирмы, среди которых выделялись Pages, Glandières или Salettes. Некоторые модели этих компаний сейчас стоят весьма дорого, так как востребованы коллекционерами. Расцвет производства лайолей произошёл не в самой деревеньке, а в Тьере и его пригородах. Например, авторство знаменитой пчелы приписывается Николя Крокомбетту из деревушки Пижероль близ Тьера. Однако в самом Лайоле гневно опровергают эту версию, говоря, что на их ножах она появилась раньше (в 1908 или 1909 году). Если классическая пчела – единое целое с пружиной, то в 1930-х гг. её для упрощения производства начали приваривать.
Первая мировая война подорвала производство лайолей в самом Лайоле. Производство окончательно переместилось в Тьер. Возможно, со временем все кустарные мастерские бы вымерли, но популярность ножа заставила взяться за его выпуск могущественные бренды. Например, компания Aveyron часто давала заказы местным мастерам. Поклонники ножа отыскались и за границей. Заказы шли даже из Японии и США. А в английской газете «Financial Times» лайоль охарактеризовали красивейшим из ножей. Постепенно этот нож превратился в люксовый товар, став красивым и дорогим аксессуаром.
История Forge de Laguiole
Небольшие французские городки постоянно ищут способы, чтобы получить известность и привлечь туристов. Поэтому в 1981 году здесь основали ассоциацию «Ножи Лайоль», занявшуюся популяризацией местных ножей. А в 1985 году инициативная группа, возглавляемая мэром города Лайоль, решила вернуть нож на его историческую родину. Компания Forge de Laguiole начала свою деятельность в 1987 году. К делу подошли серьёзно. К сотрудничеству пригласили известного промышленного дизайнера Филиппа Старка (Philippe Starck). Свои идеи он воплощал в различных масштабах: от стаканов и кофемашин до музеев и дворцов. Взявшись за лайоль, Старк принялся вводить новшества. Например, выбрав за основу модель 1910 года, он заменил деревянную рукоять алюминиевой. Усилиями Старка известность лайоля вышла на новую высоту, а нож его дизайна вошёл в экспозицию Музея современного искусства на Манхеттене (Нью-Йорк).
Но одним Старком дело не ограничилось. Возрождать лайоль привлекли целую плеяду дизайнеров, каждый из которых внёс свой вклад. Например, пара Catherine et Bruno Lefebvre (C+B Lefebvre) в одной из версий выгнула лайоль ещё изящнее, а в другой – сделала из него цельнометаллический нож. Andrée Putman превратил лайоль в набор столовых приборов. Jean-Michel Wilmotte, используя полимеры, хорошо поработал с рукоятью лайоля. Рукояти одного из придуманных им наборов неповторимы по цвету. А Eric Raffy добавил ширину клинку, но сильно сузил рукоять. Теперь лайоль от Forge de Laguiole – это целое семейство ножей, каждый из которых сохраняет исторические черты.
Конструкция ножа Laguiole
«У них роговая рукоятка, выполненная тонкой, изящной волной, крепясь к латунным частям, охватывающим заостренное лезвие» (Financial Times). Для ножа с единственным лезвием требуется минимум 109 производственных операций. Если к лезвию добавлен ещё один предмет, то количество операций увеличивается до 166. А лайоль образца 1880 года (клинок, штопор и шило) – это уже 216 операций. Анатомия ножа Laguiole детально разобрана на иллюстрации выше. Мы коснёмся отдельных её элементов. И начнём с клинка, как самой важной детали не только лайоля, но и любого другого ножа. Длина клинка стандартного лайоля от 8 до 13 см, но обычно стремится к 11-12 см.
Классическую углеродную сталь, которая быстро ржавела и тупилась, сменила марка 440, а затем Sandvick. Но Forge de Laguiole для своих клинков использует запатентованную ей сталь T12 (Bonpertuis T508). Традиционный блокиратор клинка Semi-Lock фиксирующим замком не является. Обычно его видимую часть (пружину или рессору) украшают изысканной гравировкой. Иногда в этих узорах можно увидеть скрытый смысл. Например, существует целый справочник, как зашифровать этими узорами распространённые во Франции мужские имена в качестве знака мастера, который делал конкретный нож.
Laguiole сразу узнаётся по декоративному элементу на пружине в виде пчелы (или мухи). Предания говорят, что эта пчела пришла с эмблемы самого Наполеона Бонапарта, который разрешил использовать её жителям местности Обрак (Aubrac) за проявленную ими в боях отвагу и храбрость. Сторонники мухи утверждают, что здесь изображён постоянный спутник скотоводческой жизни. Впрочем, существует достаточно лайолей, где вместо мухи изображен иной представитель фауны (даже модный теперь дракончик), а некоторые мастера вместо обитателей мира животных делали этот элемент в виде цветка или герба заказчика. На старинных лайолях элемент вообще не имеет украшений.
Рукоять древних лайолей делали из традиционных продуктов скотоводства – костей или рога. Причём, роговые рукояти были двух сортов. Высшим сортом считался кончик рога. В ином случае нижнюю полую часть рога спрессовывали, получая необходимый материал. Современные ножи не скованы условностями, поэтому можно легко отыскать Laguiole с рукоятью из алюминия или карбонового волокна. Но те ножи, которые выпускаются в качестве престижного аксессуара, до сих пор имеют рукояти из кончика рога. На многих рукоятях встретится крестообразная отделка. Это так называемый «пастушеский крест». Пастухи уходили из деревень на долгое время, поэтому не могли посещать храмы. Но они втыкали лайоль с крестом на рукоятке в землю или пень, превращая его в алтарь, перед которым молились.
Клеймо и маркировка Forge de Laguiole
Из обзора уже ясно, что Laguiole – это сам нож, а не фирма, которая его производит. Тем более, что фирм таких достаточно много, и слово «Laguiole» присутствует в названиях некоторых из них. Поэтому «Laguiole» в составе клейма можно повстречать не только на самих лайолях, но даже на кухонных ножах сантоку, если их выпустила соответствующая фирма. Только в Тьере около 80 компаний продолжает выпускать лайоли.
Это слово не запатентовано, хотя попытки такие и предпринимались. Поэтому лайоли порой делают в местах, далёких и от самого Лайоля, и даже от Франции. Наличие пчелы никак не гарантирует подлинность лайоля, тем более, что вместо пчелы может использоваться что-то иное. Компании по-разному пробуют защищаться от подделок. Например, кое-кто ставит своеобразную регистрационную марку – букву «L» в круге, как бы подтверждающую, что нож сделали в Forge en Zone Laguiole (традиционных местах для этого ножа).
Компания Forge de Laguiole не пользуется дополнительными знаками, считая, что её название уже говорит само за себя. В качестве клейма компания применяет логотип, на котором изображён стилизованный лайоль в полураскрытом состоянии.