Песоченский фаянс славился высочайшим качеством, обильным и разнообразным декором, демократичными ценами. Коллекционеры особенно ценят образцы, созданные в дореволюционный период, и агитационный фаянс.
Песоченская фаянсовая фабрика
Песоченскую фаянсовую фабрику основал в 1853 году С.И. Мальцов в селе Песочня Калужской губернии, перепрофилировал ее из молотового горного завода. В течение 40 лет выпускали белую глазурованную посуду.
В 1899 году Товарищество М.С. Кузнецова арендовало ее у новых хозяев — АОМЗ (Акционерного общества мальцовских заводов). В начале 20 века предприятие реконструировали, нарастили объемы производства, внедрили новые технологии декорирования продукции.
Цены на кузнецовский фарфор и фаянс были довольно демократичны, изделия могли себе позволить широкие слои города и деревни. Для массовой продукции характерны упрощенные мотивы традиционной народной росписи: «агашки» (розы с крупными лепестками), «манер» (растительный узор), прозолоть (роспись золотом). Штучные вещи украшали художественно-сюжетной росписью.
На рубеже 19 и 20 веков производством утилитарного и художественного фаянса на Песоченской фабрике руководили Иван Спиридонович Безсмертнов (старший скульптор-отборщик точильной мастерской) и Д.А. Лагузин (заведующий живописной мастерской).
Начало 20 века — время перехода от модерна к классицизму в художественной промышленности. В производстве кузнецовского фарфора и фаянса стали применять деколь (наклейка-картинка). Декольная техника позволила выпускать массовую продукцию, похожую по внешнему виду на старинный художественный фарфор. К 1914 году производили около 3 млн. предметов в год; несколько сот наименований, 2900 фасонов и величин изделий. Изготавливали разнообразную посуду: миски и салатники, соусники и горчичницы, кружки и подстаканники, фруктовницы и сухарницы. Производили вещи для бытового использования: подсвечники, градусники, мыльницы, рамки для фотографий, вазы, умывальные и туалетные принадлежности, рукомойники.
История фабрики после революции 1917 года
В 1918 году предприятие национализировали. С 1921 по 1927 год оно называлось Государственной Песоченской фаянсовой фабрикой. В 1936 году переименовано в Кировский завод стройфарфора.
Тарелка «Синяя лента», фаянс, деколь, 1927-1930 гг.
В 1920-1930 годы фарфоровые и фаянсовые изделия стали средством агитации, идейного воспитания широких масс. Новые ценности внедряли в сознание людей с помощью художественных форм, росписи, лозунгов. На фабрике продолжали выпускать образцы, украшенные сюжетной живописью, статуэтки. Изготовили партию малой пластики, посвященную артистам. Бюсты Качалова, Москвина, Мейерхольда были выполнены по шаржам Кукрыниксов.
Самый ранний образец агитационного песоченского фаянса — настенное памятное блюдо, посвященное пятилетию профессионального союза рабочих-химиков. Его изготовили в подарок Брянскому губернскому отделу профсоюза. В центре медальона изображены корпуса завода, дымящие трубы, которые возвышаются на фоне восходящего солнца. В нижней части блюда — предметы, необходимые химикам для работы: колбы, пузырьки, отливки тарелок.
Во второй половине 20 веке на Кировском заводе стройфарфора работал выдающийся художник-фарфорист Е.С. Никитин. За 45 лет он создал формы и эскизы росписи сотен изделий. Для декорирования он часто использовал тексты и даты, насыщенные цвета, сложные сюжеты, которые были характерны для агитационной продукции.
В 1983 году предприятие переименовали в Кировский завод строительного фарфора, в 2008 — в ЗАО «Кировская керамика». Сейчас завод выпускает керамическую плитку и сантехнику.