Просуществовавшая семьдесят лет фарфоровая мануфактура Fasold & Stauch выпустила немало изысканных предметов, в основном, в категории малой пластики. Из-за небольших тиражей этих изделий уцелело не так уж много, поэтому они тщательно разыскиваются ценителями антиквариата и могут стоить достаточно высоко. Но кроме статуэток Fasold & Stauch выпускала немало и других интересных вещей.
История фарфоровой мануфактуры Fasold & Stauch
Фабрика начала работу в 1903 году. Если первое имя в названии принадлежит Альфреду Фазольду, то второе остаётся предметом дальнейшего изучения. Ведь, судя по источникам, братьев Штаух, занимавшихся фарфором было пятеро (правда, один из них отбыл пытать счастья в Южную Америку и участвовать в делах немецкого предприятия вряд ли мог). Скорее всего, компаньоном Альфреда Фазольда стал Макс Штаух, который уже расписывал фарфор в Рудольштадте при финансовом содействии семьи Фазольд в Бок-унд-Тейхе. Видимо, совместная деятельность привела к мысли организовать общее производство.
Статуэтка «Кавалер и дама»
К 1906 году мануфактура уже добилась значительных успехов, если судить по адресной книге керамической промышленности. На тот момент здесь делали художественные статуэтки, вазы, фигурки святых и мелкие безделушки, а также оказывались услуги по декорированию. В книге значатся магазины фирмы в Лондоне, Роттердаме, Париже, Гамбурге, Дюссельдорфе и Берлине (большинство торговых точек не было собственностью фирмы, а являлось владением её представителей). Кроме того, товары Fasold & Stauch можно было купить на Лейпцигской ярмарке.
Пепельница с фигурой альбатроса и подписью «Wünsdorf»
Альфред Фазольд ушёл в отставку в 1912 году. К этому времени фарфоровая мануфактура изготавливала бонбоньерки, вазы, скульптурные группы, фигурки ангелы-хранителей, копируя стили фарфора Alt-Sevres и Meissner. В отделке активно используется золотая роспись. У фирмы имеется представительство в торгово-выставочном дворце Лейпцига. Арно Штаух вместе с братьями Максом и Вилли с 1922 по 1933 год управляет мастерской по росписи фарфора в Рудольштадт-Фолькштедте. В 1926 году там работало десять декораторов. С 1933 по 1964 год мастерская перешла под управление наследников Арно Штауха. Есть сведения, что Арно Штауху также принадлежало предприятие по росписи фарфора и стекла в городе Теттау.
Статуэтка «Маленький путешественник» из серии «Дети»
После Второй мировой войны мануфактура оказалась на территории Восточной Германии, преобразованной в Германскую Демократическую Республику. Несмотря на строительство социализма, на небольших предприятиях сохранилась частная собственность. В их числе была и фирма Fasold & Stauch. Для семьи Штаух этот период был достаточно тяжёлый, так как в конце мая 1946 года умирает Луи Штаух, а управление берёт на себя его вдова Эмми. Далее делами занимался Альбин Штаух. В середине 1960-х гг. компанией управлял Хорст Штаух – сын Макса Штауха. Пресса тех лет сообщала, что большинство продукции Fasold & Stauch ориентировано на поставки в Бельгию, Голландию, Англию и Скандинавию. Также товар уходил на экспорт в социалистические страны по линии СЭВ. Кроме статуэток и сувениров рекламировались различные аксессуары для ресторанов и домашнего обихода.
Помимо расширенной сети магазинов государственной торговли, законодательно державшей твёрдые цены на низком уровне, в ГДР существовали магазины Delikat. Они чем-то походили на советские коммерческие магазины конца 1980-х гг., где товары выставлялись по договорной цене. В магазинах Delikat продавали дефицитные товары и завезённые из ФРГ. Кроме того, здесь можно было найти те же товары, что и в прочих магазинах, но в яркой упаковке, копирующей западный стиль. Fasold & Stauch поставляли фарфоровые бутылки ликероводочному заводу VEB ANKER в Ростоке. Оттуда напитки в столь изысканной таре отправлялись в магазины Delikat.
К началу 1970-х гг. мануфактура Fasold & Stauch производила подсвечники, вазы, пепельницы, канцелярские принадлежности, подставки для подушечек, куда втыкали иголки и булавки, пудренницы, подставки для книг и сувениры. Но главным направлением оставались статуэтки. В этот период началось очередное укрупнение предприятий, когда небольшие фабрики и заводы окончательно национализировались и переходили в собственность огромных государственных комбинатов. Деятельность Fasold & Stauch прекратилась в 1972 году. Хорст Штаух, вместе с сыном проживавший в фабричном доме, был вынужден эмигрировать из страны. Переходными процессами смены собственности, растянувшимися на полгода, занималась Кристиана Штаух. Фабрика оказалась в составе VEB Vereinigte Zierporzellanwerke Lichte. Кое-какие наработки Fasold & Stauch продолжались выпускаться фарфоровыми предприятиями Валлендорфа.
Статуэтка «Балерина»
Каталог клейм Fasold & Stauch по годам
Исследователи в датировке предлагают ориентироваться не только на рисунок клейма, которое могла ставиться долгий период, но и на номер моделей. Например, диапазон номеров с 15300 по 15500 относят к ранним довоенным моделям. А диапазон номеров с 17500 по 18500 – это период с 1967 года.
На примере выше показана очень ранняя модель простенького подсвечника с номером 14785.