Завод «Пролетарий» вписал свое славное имя в историю русского фарфора. В основном на предприятии изготавливали посуду для повседневного использования, малую пластику. В настоящее время предприятие не работает. Купить тонкостенную керамику, отмеченную его клеймом, можно на вторичном рынке.
Бронницкая фарфоровая фабрика
В 1882 году инженер Петр Рейхель открыл в Новгородской губернии гончарное производство, которое располагалось на реке Ниша. Выпускали кухонную утварь из красной глины, затем — фаянс и грубый фарфор. Фабрика оказалась убыточной, ее выкупил Иван Емельянович Кузнецов.
В 1892 году производство перезапустили. Новый владелец пригласил московских мастеров, работавших на династию «фарфоровых королей» Кузнецовых. Качество изделий улучшилось, интерес к ней потребителей стал расти. Фабрику стали называть Бронницкой. К началу 20 столетия на предприятии работало более 1000 человек, производили 900 тонн образцов в год.
Завод «Пролетарий»
В 1917 году фабрика перешла под контроль народного комитета. Цеха и оборудование находились в полуразрушенном состоянии. Из-за нехватки сырья и рабочих рук бесперебойный выпуск столовой посуды удалось наладить лишь в 1921 году. Бронницкую фабрику переименовали в «Пролетарий». Инициативу проявили рабочие, они считали новое название более актуальным.
В 1925 году перестали производить фаянс, ставку сделали на фарфор. Изготавливали сервизы на основе кузнецовских форм. Работа на «Пролетарии» стала главным источником заработка для местного населения, других промышленных предприятий поблизости не было. В 1930-х годах формы упростили, вместо росписи изделия стали украшать деколью. Помимо посуды начали делать электрические изоляторы.
В 1931 году населенный пункт, неподалеку от которого располагался завод, переименовали: Бронница стала Мстой (по названию близлежащей реки). Новшество не прижилось (через год селу вернули историческое название), но отразилось в клеймах. Район остался Мстинским.
В годы Великой Отечественной войны предприятие частично перевезли в Красноярск. Оставшиеся в поселке работники изготавливали печки-буржуйки и гипс для нужд фронта. К концу войны цеха заработали в полную мощность, но их пришлось восстанавливать из руин. При заводе открыли училище, где готовили собственные кадры.
Расцвет и закат производства
В 1960-х годах на предприятии провели масштабную реконструкцию, перешли на выпуск тонкостенного фарфора. К 1970 году производили 50 млн. изделий ежегодно. Их украшали сдвижными деколями, шелкографией. В декоре сервизов часто повторяли дулевский стиль: ягодки, розаны, травка. Также присутствовали мотивы местной борецкой росписи.
Главным художником «Пролетария» с конца 1940-х до начала 1950-х работала Ф.Н. Крохина. Она закончила училище при заводе и осталась там работать. В новгородском музее-заповеднике представлены ее работы: тарелки, чайники, сервизы.
На заводе производили и малую пластику. Коллекционеры особенно ценят изделия А.И. Равкина, которые напоминают русскую глиняную игрушку. Штофы, шкатулки, чайники покупали не только для красоты, но и использовали по прямому назначению. Автор использовал в своих работах зарисовки крестьянского быта, выполненные в бело-голубых тонах. Например, статуэтки «Мужичок на дровнях», «Баня», «Улов» и многие другие.
Статуэтка-шкатулка «Мужичок на дровнях», фарфор, роспись, автор А. И. Равкин, 1980-1990 гг.
К 1990-м годам предприятие стало градообразующим, на нем трудилось более 1000 человек. Но из-за наплыва дешевого китайского фарфора завод стал сдавать свои позиции, не выдерживая конкуренции. В 2008 году он обанкротился.
Клейма завода «Пролетарий» по годам
Если вы хотите определить, в каком году изготовлен ваш домашний сервиз с завода «Пролетарий», внимательно присмотритесь к клеймам. Эта информация будет также полезна для тех, кто хочет приобрести подлинное изделие этого производителя.